|
|
N°182, 04 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слабость сверхсилы
Средства массового поражения сами нуждаются в защите
Сегодня в России отмечается профессиональный праздник бойцов «космического фронта». Как заявил накануне командующий Космическими войсками (КВ) РФ генерал-полковник Анатолий Перминов, его подчиненные встречают этот день во всеоружии. Воссозданные с 1 июня нынешнего года президентским указом в качестве самостоятельного рода вооруженных сил КВ завершают сейчас ревизию доставшегося им «наследства» и одновременно занимаются тем, для чего они, собственно, и созданы: обеспечивают военное и политическое руководство страны данными космической разведки, осуществляют старты боевых ракет и космических ракет-носителей, поддерживают бесперебойную работу систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства (СККП), несут постоянное боевое дежурство на пусковых комплексах противоракетной обороны Москвы. Конечно, России трудно сейчас похвалиться идеальным состоянием своих стратегических систем «военного космоса». Скудное финансирование последних десяти лет поставило их, по сути, на грань деградации. Однако, по словам генерала Перминова, российские разведывательные спутники «пока что видят все, что нам необходимо», страна постепенно залатывает «дыры», возникшие в национальной системе предупреждения о ракетном нападении после распада СССР, идет подготовка к воссозданию российской орбитальной группировки военного назначения.
Конечно, заявления командующего КВ можно было бы счесть банальным «предпраздничным рапортом», однако происходящее в последние месяцы подтверждает правдивость генеральских слов. Впервые за все постсоветские годы в боевой состав стратегических информационных систем вводятся по-настоящему серьезные объекты: радиолокационный «узел» СПРН в белорусских Барановичах и оптико-электронная станция СККП в таджикском Нуреке. Разработанный КВ совместно с «Росавиакосмосом» график восполнения на орбите космических аппаратов военного назначения передан в правительство, и, судя по всему, в нынешних условиях ему будет дан «зеленый свет». Регулярные проверки боеготовности стратегических арсеналов российской армии подтверждают, что имеющиеся в них ракеты, несмотря на свой солидный возраст, по-прежнему остаются страшным оружием, способным в считанные минуты испепелить любую точку на карте мира. Последняя подобная проверка, кстати, была проведена только вчера: стартовавшая с развернутого на полигоне Плесецк мобильного пускового комплекса баллистическая ракета «Тополь» успешно поразила учебную цель на Камчатке. Сложнейшие системы вооружения, созданные трудом нескольких предыдущих поколений и чуть не разорившие страну, действительно работают. Однако обеспечить нашу безопасность в совершенно новой ситуации, складывающейся сейчас в мире, они, увы, не могут. Впрочем, Россия столкнулась с этим чудовищным парадоксом еще задолго до удара террористов по Нью-Йорку и Вашингтону. Да, наши спутники следили за американскими подлодками в Атлантике, а радары СПРН видели ракеты, стартовавшие за тысячи километров от наших границ. Но мы ничего не могли противопоставить тем, кто методично взрывал дома в Каспийске и в Москве, в Буйнакске и Волгодонске...
Оружие массового поражения, считавшееся на протяжении последнего полувека главной гарантией того, что мировой войны больше не будет, сейчас стремительно превращается в навязчивый кошмар человечества. Основной угрозой, связанной с началом «акции возмездия» в Афганистане, сами военные называют возможность того, что ситуация в соседнем Пакистане выйдет из-под контроля и тогда имеющиеся в стране ядерные боезаряды могут попасть в руки экстремистов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступает с призывами начать подготовку к отражению возможных террористических акций с использованием биологического и химического оружия. Как заявляет генеральный директор ВОЗ Гру Харлем Брундтланд, теоретически возможно создание любых возбудителей инфекционных заболеваний или отравляющих веществ для умышленного их использования в качестве оружия. Эксперты ВОЗ полагают, что наиболее вероятно «использование таких патогенов, как оспа, сибирская язва, ботулизм и чума». С химическим оружием ситуация еще более сложная: террористам даже не придется создавать его самим -- достаточно нанести удар по имеющимся арсеналам, насчитывающим тысячи тонн дожидающейся утилизации отравы. Россия еще в начале нынешнего года была вынуждена признать, что она по финансовым причинам не в состоянии выдержать заявленные сроки уничтожения своих химических арсеналов. Во вторник аналогичное признание было сделано и американскими военными: по словам замминистра обороны Эдварда Олдриджа, США не успеют избавиться от своих запасов химического оружия к 2007 году, как это было запланировано прежде.
Юрий ГОЛОТЮК