|
|
N°182, 04 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак иранской революции
Сегодня министр обороны Ирана посетит «Северную верфь»
Суперсекретная в советское время «Северная верфь», где строились лучшие надводные боевые корабли для ВМФ СССР, стала единственным заводом петербургского ВПК, который заинтересовал министра обороны Ирана адмирала Али Шамхани. Сегодня он посетит это предприятие и ознакомится с новой разработкой судостроителей -- проектом корабля-невидимки, корвета-«призрака», сконструированного с использованием технологии «Стелс».
За несколько дней до посещения иранским адмиралом «Северной верфи» на предприятии были предприняты небывалые меры по предотвращению утечки информации в прессу. Возможно, предприятие, ориентирующееся на экспорт и претендующее на роль одного из лидеров мирового рынка гражданского и военного судостроения, опасается, что любая такая утечка может стать поводом для немилости со стороны госдепартамента США. Его гнев уже неоднократно чувствовал на себе питерский военный Балтийский университет, который обучал иранских студентов, -- госдепартамент США обвинил вуз в нарушении режима нераспространения ракетных технологий.
Пожалуй, единственным источником информации о готовящемся визите иранского министра на судозавод стал Борис Кузык, возглавляющий аффилированный с «Интерросом» холдинг «Новые программы и концепции» (НПК), который владеет «Северной верфью». Назвав Иран «очень перспективным партнером НПК», г-н Кузык пообещал, что познакомит Али Шамхани с военной и гражданской продукцией завода.
Известно, что Али Шамхани проявляет особый интерес к новинкам российского военного судостроения. У «Северной верфи» их две. Прежде всего корвет проекта 20 382 (экспортный вариант), сконструированный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». Уже в нынешнем году начнется строительство этого сторожевика в российском исполнении (проект 20 380) для отечественного ВМФ -- «Северная верфь» выиграла соответствующий тендер.
Скоростной корвет водоизмещением 1900 тонн, силовая установка которого позволяет развивать скорость до 30 узлов, имеет модульный принцип вооружения. В частности, на нем могут быть смонтированы зенитная установка «Каштан», ракетный комплекс «Уран Э», орудие А-190, ракетный противолодочный комплекс «Медведка ВЭ», ракетный комплекс «Яхонт». Сторожевик способен нести палубный вертолет. Экспортный вариант корвета предусматривает использование технологии «Стелс» -- с ней корабль превратится в «призрак», обнаружить который при помощи радаров всех типов будет крайне затруднительно.
Правда, ни одного корвета этого проекта со стапелей «Северной верфи» пока не сошло. Серию из двух--десяти сторожевиков для ВМФ России построить только предстоит.
А вот два эсминца проекта 956Э построены на судозаводе и в 1999--2000 годах переданы флоту Китая. Этот корабль оснащен сверхзвуковыми крылатыми противокорабельными ракетами «Москит», дальность действия которых достигает 160 км. Эсминец несет многоканальный ракетный комплекс «Штиль», способный поражать одновременно до 12 целей одновременно на расстоянии до 25 км, а также артиллерийские, бомбовые, торпедные и противолодочные комплексы, вертолет. Правда, миноносец проекта 956Э дороже корвета на порядок -- он был продан Китаю примерно за 450 млн долларов против 50 млн долларов, которые стоит корвет.
На «Северной верфи» отказываются комментировать, намерен ли Иран заключить контракт с Россией на постройку боевых кораблей. «Все станет известно в свое время», -- заявляют на заводе. Но эксперты из числа высокопоставленных менеджеров в питерском ВПК дружно утверждают, что иранцев давно интересует технология «Стелс» в кораблестроении.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург