|
|
N°65, 14 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Беттина Реймс: Отличное время, чтобы быть женщиной
Ретроспектива Беттины Реймс -- последний большой вернисаж юбилейной Фотобиеннале. Путешествующая по миру два с половиной года ретроспектива звезды гламурной фотографии благодаря компании MasterCard делает в Москве одну из последних остановок -- следующая, завершающая турне выставка будет в Лионе. Все главные серии представлены лучшими, знаковыми фотографиями -- портретами знаменитых и никому не известных, раскрепощенных и страстных женщин из серии «Женская тревога», трогательными юными созданиями, запутавшимися в сексуальной идентификации, из «Современных любовников», снимками из сложной постановочной серии «Иисус из Назарета, Царь Иудейский».
С Беттиной РЕЙМС встретилась корреспондент Мария САГАЛОВА.
-- Ольга Свиблова уже показывала ваши работы в рамках своих фотофестивалей, но никогда так полно...
-- Мы давно знакомы, строили разные планы, в 1999-го думали показывать полностью серию про Иисуса Христа, но все происходит так, как происходит.
-- Выставка впечатляет -- большие фотографии действуют сильнее, чем фото книжного формата.
-- Я начинала с больших образов давно -- тогда еще не было машин, чтобы их печатать. Это оттого, что меня всегда интересовали подробности. Я старалась дать возможность увидеть даже небольшие участки кожи, показать малейшие детали -- тогда они начинают выглядеть как пейзаж, а вы оказываетесь как будто внутри человека. Конечно, мне нравится делать и книги тоже, но они всегда немного расстраивали меня.
-- Иные ваши работы трудно назвать портретами...
-- Все, что я делаю, -- это портреты: «Современные любовники», «Транссексуалы», другие серии. Портреты могут быть разными -- их не обязательно делать в студии на сером фоне.
-- Ваши женщины никогда не стараются показаться лучше, моложе, изящнее. Они не скрывают морщины, несовершенство фигуры, следы грима -- как будто бравируют возможностью быть такими, какие есть....
-- Думаю, что они выглядят красивыми. Но это не та красота, которую привыкли видеть в журналах -- она представляется мне поверхностной. А мы идем за пределы поверхности. Мои героини не хорошенькие, а красивые. Потому что я всегда стараюсь показать женщину так, чтобы она казалась одновременно уязвимой и сильной -- очень женственной и одновременно мужественной. Сейчас всем известно, а я знала об этом очень давно, что в каждой из нас есть две стороны -- женщина всегда остается женщиной, но она должна быть сильной, делать карьеру, одновременно растить детей и не жаловаться на боль. Иногда нам приходится быть сильнее, чем мужчины, -- потому что времена изменились. Конечно, я говорю только о нашей цивилизации -- понятно, есть места, где женщины существуют в невыносимых условиях. Но в больших городах в западном мире у женщин сегодня есть возможность быть одновременно сильной, уязвимой и чувствительной. Сейчас отличное время, чтобы быть женщиной, -- вот что я хочу сказать своими работами.
-- Вы ведь не учились специально фотографии -- что повлияло на ваш стиль?
-- На меня не влияла фотография -- никогда. Я выросла в семье историка искусств, мой отец знал все о живописи и скульптуре -- он был одним из самых крупных специалистов по искусству во Франции и водил своих детей в музей, а не в кино. Всю свою жизнь, с тех пор как начала ходить, я смотрела на великие произведения искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины -- не оригиналы, конечно, а репродукции -- Дега, Тулуз-Лотрек, Климт. Все эти художники, и итальянское искусство, и церкви -- вот, что влияло на меня.
-- Своего сына вы тоже водите в музеи?
-- Конечно, я всегда брала его с собой, куда бы ни ехала. Он даже есть на выставке, на одном из снимков -- в роли Иисуса. Он молодой актер -- сейчас снимается в первой большой роли, надеюсь, успешно. Может, станет звездой -- тогда я могла бы перестать работать.
-- Чтобы стать зависимой женщиной?
-- Да, наконец-то -- переехать в Лос-Анжелес. Когда сын был совсем маленький, он попросил меня купить розовый бассейн -- может, и я получу свой бассейн.
-- Вы обычно фотографируете женщин, иногда трансвеститов, очень редко мужчин. На этом фоне очень выделяется серия с чучелами животных.
-- Идея была не в том, что они мертвые. Я просто хотела, чтобы эти животные смотрели на меня, хотела сделать настоящие классические портреты с большой камерой, выставленным светом, пробами -- все это очень сложно для начинающего фотографа, которому люди не хотят уделять слишком много времени -- все надо сделать в пять-десять минут, а мне важно было увидеть, как свет влияет на предмет. Сначала я пыталась работать с живыми животными -- но они слишком подвижны и к тому же живут в зоопарке. Однажды, в 1996 году, я проезжала мимо магазина и увидела чучело коровы -- она смотрела прямо на меня. Тогда я взяла в аренду эту корову на ночь -- засунула ее в свою машину, на следующий день вернула корову и взяла верблюда, потом -- детеныша слона.
-- На выставке представлены все ваши главные работы, кроме самой последней...
-- Моя галерея «Жермон де Нуармон» хочет показать новую работу -- «Героинь» -- на Московском международном салоне изящных искусств в мае. Ретроспективу специально продлили до этого времени.
|