|
|
N°64, 13 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесник Мустафай: Идея «Великой Албании» -- это терминологическое явление
Вчера в Москве прошли переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова с его албанским коллегой Бесником Мустафаем. Глава албанского МИДа прибыл в российскую столицу с трехдневным рабочим визитом. Россия и Албания провозгласили необходимость «подтянуть торгово-экономические связи до уровня политического диалога».
Стороны обсудили перспективы урегулирования косовской проблемы. «У нас не во всем совпадают подходы в нюансах», -- отметил Сергей Лавров. В России не считают целесообразным устанавливать конкретные сроки решения косовской проблемы и тем более искусственно ускорять процесс. Глава албанского МИДа, наоборот, призывает принять решение «как можно быстрее».
Нынешние разногласия между Москвой и Тираной кажутся мелочью на фоне того уровня вражды и непонимания, который возник между нашими странами в конце 50-х -- начале 60-х годов во времена правления Никиты Хрущева и Энвера Ходжи. Однако несомненно, что потенциал отношений между нашими странами остается нереализованным и сегодня. О развитии российско-албанских отношений и перспективах урегулирования запутанных балканских проблем Бесник МУСТАФАЙ рассказал корреспонденту «Времени новостей».
-- Албания стремится поскорее стать членом Евросоюза и НАТО. Не станет ли это помехой для развития российско-албанского партнерства?
-- Как министр иностранных дел хочу вас заверить, что вступление нашей страны в НАТО и ЕС не только не повредит российско-албанскому сотрудничеству, но и наполнит наши отношения новым содержанием. Во-первых, Албания имеет богатые исторические традиции добрососедских отношений с вашей страной. Во-вторых, сегодня интересы Албании и России совпадают, и они также совпадают с интересами всего свободного мира. Это обеспечение глобальной стабильности, мира, процветания, укрепление экономических и культурных отношений, стремление получше узнать друг друга.
Для интеграции в НАТО и Евросоюз Албания укрепляет основы своей демократии, развивает экономику, стремится играть более активную роль в обеспечении мира и стабильности. Если Албания хочет стать членом евроатлантического сообщества, она должна следовать новым стандартам, которые предусматривают развитие и укрепление отношений со всем миром и, разумеется, с такой великой державой, как Россия, имеющей значительный вес в мировых делах. Сотрудничество с вашей страной поможет Албании, занимающей, я бы сказал, более «периферийное» положение в Европе, играть более динамичную роль в современном мире.
-- Какова роль Албании в балканском регионе?
-- Мы уделяем большое внимание поступательному и конструктивному развитию ситуации не только в Косово, но и в Македонии и Черногории, где проживают этнические албанцы, играющие сегодня важную роль на Балканах. Авторитет Албании в балканском регионе в настоящее время особенно возрос, ее позиция по урегулированию балканских конфликтов отличается позитивностью. Мы стремимся активно участвовать в разрешении балканских проблем в тесном сотрудничестве с международным сообществом, с дипломатами международной Контактной группы, со всеми странами -- членами Совета Безопасности ООН, Совета Европы и, безусловно, с Сербией -- особенно в рамках процесса определения окончательного статуса Косово.
-- И каким же, по мнению Тираны, должен быть этот статус Косово?
-- Я думаю, что Косово должно получить независимость при весомых международных гарантиях и при непременном уважении интересов сербской общины и прочих национальных меньшинств, проживающих в крае.
Албания внимательно следит за развитием других важных процессов на Балканах -- в частности, за ходом подготовки референдума о независимости Черногории. Для Албании не важно, кто победит -- сторонники черногорской независимости или те, кто выступает за сохранение республики в составе государственного сообщества Сербия и Черногория. Но мы выступаем за максимальную прозрачность самого референдума и за то, чтобы его результаты были признаны всеми общественно-политическими и этническими сторонами. Мы призываем албанское население Черногории принять активное участие в референдуме и высказать свое мнение относительно будущего этой республики.
Албания заинтересована в укреплении стабильности на Балканах еще и потому, что сама она в настоящее время решает задачи укрепления собственной стабильности. Наша страна нуждается в сохранении стабильности у соседей -- не только в Косово, но и в Македонии и Черногории.
-- Говоря о роли албанского фактора на Балканах, очень часто можно услышать об угрозе создания в регионе «Великой Албании»...
-- Идея «Великой Албании» -- это терминологическое явление, не имеющее никакого отношения ни к политике самой Албании, ни даже к албанской историографии. Я хочу еще раз подтвердить, что в отношении Косово мы придерживаемся тех же принципов, какие провозгласила международная Контактная группа: Косово не должно вернуться к ситуации до 1999 года, не может быть раздела Косово, а также его объединения с каким-либо иным государством или вхождения в него в качестве составной части. При соблюдении трех этих принципов признание независимости Косово не дестабилизирует ситуацию ни в самой Албании, ни в Сербии, ни в Македонии, ни в Черногории.
Беседовал Петр ИСКЕНДЕРОВ