|
|
N°64, 13 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вираж истории
Мессершмитт и Дорнье прилетели в мюнхенскую подземку
Историческое наследие нацизма не перестает ставить перед немецким обществом вопросы об отношении к этим, казалось бы, навсегда перевернутым страницам прошлого. В октябре в Мюнхене, неподалеку от одного из исследовательских центров технического университета планируется открытие новой станции подземки. Ее стены предполагается украсить мемориальными досками в честь известных немецких ученых, конструкторов и промышленников. Это событие вряд ли вызывало бы серьезные споры, если бы не одно существенное обстоятельство. Упоминания удостоились не только всемирно известные Рудольф Дизель, Макс Планк, Вильгельм Конрад Рентген или Альберт Эйнштейн. Планируется, что на стенах станции появятся доски с именами знаменитых авиастроителей Вилли Мессершмитта и Клода Дорнье.
Бесспорно, что они внесли достойный вклад в развитие авиации. Однако Мессершмитт и Дорнье были тесно связаны с нацистским режимом, которому поставляли боевые самолеты. На их авиастроительных заводах трудились тысячи подневольных работников, угнанных в Германию из стран Восточной Европы. Об этом, в частности, свидетельствуют документы в мемориальном комплексе на месте бывшего концлагеря Дахау. Заключенные из этого лагеря работали на расположенных в непосредственной близости заводах Мессершмитта.
Формальные обвинения в пособничестве нацистскому режиму с Мессершмитта и Дорнье были сняты. Судебная палата баварского Аугсбурга установила, что Мессершмитт служил режиму "против воли", а Дорнье вступил в национал-социалистическую партию лишь в 1940 году под большим нажимом руководящих партийцев. После определенного для подобных случаев "переходного срока" они оба считались в ФРГ ведущими авиаконструкторами. Предприятие "Мессершмитт АГ" после слияния с заводами "Бельков АГ" стало крупнейшим послевоенным немецким авиаконцерном. Клод Дорнье скончался в 1969 году в Швейцарии, Вилли Мессершмитт умер в 1978-м в Мюнхене.
Президент Мюнхенского технического университета Вольфганг Херрманн назвал Мессершмитта и Дорнье «авиаконструкторами милостью божьей». Тем не менее идея увековечить их память на станции метро послужила поводом для дискуссии в среде ученых. Многих не устроило, что список имен принимался "единым пакетом". Выходящая в Мюнхене ежедневная газета "Зюддойче цайтунг" называет такие методы "постыдными, бездумными и недопустимыми". Газета, в частности, пишет: «Еще более постыдным, чем решение о размещении имен Мессершмитта и Дорнье на почетных памятных досках, является формулировка сопроводительных текстов -- здесь нет ни одного слова об их роли в условиях диктатуры Гитлера, а лишь одни похвалы их техническим достижениям». Однако доски еще не вывешены, и еще не поздно, заключает крупнейшая баварская газета, переформулировать тексты и сказать: немцы помнят обоих, но не умалчивают об их поддержке преступного режима.
Категорически против почитания имен Мессершмитта и Дорнье выступило руководство Центрального совета евреев в Германии. "Своими фирмами по производству вооружений Мессершмитт и Дорнье поддерживали режим национал-социалистов и эксплуатировали тысячи подневольных работников и узников концлагерей, -- заявила Шарлотта Кноблох, заместитель председателя этой организации. -- Было бы провокацией и ударом по всем жертвам нацизма, если бы этих производителей вооружений чествовали запланированным образом".
Юрий ШПАКОВ, Берлин