|
|
N°131, 22 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Николай Гончар нашел клад
В старых отчетах Центрального банка
Центральный банк «выставили» почти на 4 млрд рублей. Суть одобренного вчера бюджетным комитетом законопроекта, который был внесен депутатом Николаем Гончаром еще в июне прошлого года, проста. Банку России предписывается вернуть в бюджет 50% дополнительно выявленной прибыли, образовавшейся по отчетам за 1996 и 1997 годы. Г-н Гончар, многие годы пристально наблюдающий за деятельностью главного банка страны, обнаружил, что в 1996--1997 гг. ЦБ зарезервировал 4 и 3 трлн неденоминированных рублей на создание фондов пенсионного обеспечения и социального развития. Поскольку деньги были выведены из доходов ЦБ, то в бюджет было перечислено меньше положенного. Более того, по словам г-на Гончара, «чтобы обезопасить эти деньги, ЦБ запустил их на рынок ГКО-ОФЗ, за счет чего была получена прибыль в размере 702 млрд неденоминированных рублей». Увенчав анализ отчетов ЦБ простейшими арифметическими расчетами, дотошный депутат вывел, что за банком должок в размере 3 млрд 581 млн деноминированных рублей.
Зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов пытался доказать, что осуществить предложенную г-ном Гончаром операцию нельзя технически. «Все балансы за 1996--99 гг. закрыты. Поправить прошлое при всем желании невозможно», -- заявил г-н Задорнов, напомнив попутно, что долг правительства, то есть бюджета, ЦБ равен 500 млрд рублей. Вместо того чтобы заниматься экспроприацией экспроприатора (обсуждение шло под вопли депутата Владимира Брынцалова на тему: ЦБ, сосредоточив в своих руках все деньги в стране, «наносит прямой ущерб бюджету»), г-н Задорнов предложил решать проблему в принципе. В частности, внести поправки в закон о ЦБ, запрещающие ему иметь собственный пенсионный фонд и устанавливать самому себе правила бухучета.
Но депутаты предпочли ущемлению прав и свобод ЦБ в будущем изъятию у него нескольких миллиардов в настоящем. Технические детали этой операции, заверил г-н Гончар, можно будет доработать ко второму чтению. Директор сводного экономического департамента ЦБ Надежда Иванова, пытавшаяся вразумить думцев, только укрепила их в желании раскулачить Центробанк. Рассказ о том, что пока из пенсионных денег выплачивают лишь по 100 рублей в месяц давно ушедшим на пенсию сотрудникам банка, которые при этом в свои преклонные годы вынуждены лично приезжать за ними в банк, вызвала реакцию явно противоположную той, на которую рассчитывала г-жа Иванова. «Тем более надо этот пенсионный фонд убрать», -- с чувством заметила коммунистка Любовь Швец, очевидно, пожалевшая ветеранов-банкиров, вынужденных стоять в очереди за столь мизерными деньгами. Заявление г-жи Ивановой, что в случае принятия закона придется просто напечатать эти деньги, «в то время как ЦБ борется за каждый рубль», также было крайне неудачно. Напугать эмиссией депутатов, многие из которых свято уверены, что все беды российской экономики происходят из-за того, что в ней слишком мало денег, невозможно.
На комитете сторонники экспроприации победили со счетом 13 против 3. То, что законопроект поддержали и коммунисты, и «медведи», и представители ОВР, делает высокими шансы на его принятие Думой. Кроме того, он хорошо ложится на дискуссию по проекту бюджета-2001, где впервые за последние годы доходы от прибыли ЦБ вообще не предусмотрены.
Таким образом, повторяется история четырехлетней давности. В июне 1996 г., менее чем за две недели до первого тура президентских выборов, был принят закон, предписывающий ЦБ перечислить 5 трлн рублей прибыли за 1994 г. Большая часть денег предназначалась на выплату отпускных и зарплаты учителям, меньшая -- ВПК. Закон был принят обеими палатами парламента и подписан Борисом Ельциным в течение одного дня. Сейчас до новых выборов далеко, по итогам года планируется получить на 206 млрд рублей больше, чем предполагалось. Но, как мудро заметил г-н Гончар, деньги ЦБ «потратить есть куда: есть село, гвардейцы стоят -- им за Чечню не выплатили...» Дружное голосование за законопроект было ему ответом.
Светлана ЛОЛАЕВА