|
|
N°64, 13 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Век открытых дверей
Постоянная экспозиция Исторического музея с сегодняшнего дня доступна полностью
Свершилось! Растянувшийся на десять лет процесс обновления постоянной экспозиции ГИМ после капитальной реконструкции музея успешно выполнен. Сегодня открываются два последних зала с очень важной и трудной для отечественной истории экономической тематикой. В тридцать восьмом зале можно узнать о путях развития экономики в конце XIX столетия и о жизни сословий российской империи. Среди главных экспонатов -- ставшие новой национальной идеей и символом ювелирные украшения от Карла Фаберже. Они представляют аллегорию промышленности и торговли. Кроме них глаз радуют памятные железнодорожные и банковские жетоны из коллекции известного предпринимателя Л.С. Полякова, памятный знак отделения Госбанка в Нижнем Новгороде, уникальные предметы крестьянского комплекса: деревянные «пальцы» для жатвы и бирки сборщика податей.
Заключительный, тридцать девятый зал постоянной экспозиции посвящен продукции художественных мастерских рубежа XIX--ХХ веков. Майолика Михаила Врубеля расставлена на фоне деревянных резных шкафов, созданных воспитанниками Елены Поленовой. Осмотр зала очень напоминает прогулку по абрамцевским и талашкинским мастерским. Экспозиция с работами М.В. Нестерова, С.В. Малютина, Ф.О. Шехтеля дает понятие о своеобычном генезисе стиля модерн в России.
В течение десяти лет двери музейных залов регулярно отворялись в ту или иную эпохи российской истории. Зайдя в какой-нибудь зал, мы видим эпоху прежде всего со стороны парадного фасада. Потому много-много артефактов: портреты, антураж, предметы быта, награды, декоративно-прикладное искусство. История презентуется в версии официальной: минимум конфликтов -- максимум фанфар. Такова особенность Государственного исторического музея, отнесенного указом президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года к особо ценным объектам культурного наследия России. В принципе парадная презентация когда-то отвечала идее отцов-основателей почтенной культурной институции. В частности, Иван Забелин писал о том, что Исторический музей нужен «для утверждения русского самосознания и для развития российского самопознания». Сегодня чтобы развить российское самопознание, необходимо действовать скорее вопреки державной традиции. Не тешить тщеславие красивыми штучками с государственной символикой, а ставить острые, волнующие, болезненные проблемы об уроках и ошибках нашей Истории -- такой непредсказуемой, непутевой и местами очень страшной. А стало быть, скроенную по рецептам столетней давности экспозицию пришла пора менять снова.
Сергей ХАЧАТУРОВ