Время новостей
     N°63, 12 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2006
Тень Хасавюрта
Чечня считает, что война закончилась
Премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров потребовал от властей второго по величине города Гудермеса к 1 мая убрать все следы, напоминающие о войне. За оставшиеся неполные три недели в городе должны быть отреставрированы дорожные покрытия, тротуары, парки и скверы, а блокпосты на въездах в город приведены в соответствие «с общим обликом города». Кроме общероссийского Дня весны и труда Гудермес будет справлять в этот день еще и свое 65-летие -- он стал городом в 1941-м, за три года до депортации чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию и за несколько недель до начала Великой Отечественной войны.

Нынешнюю войну чеченские власти все более настойчиво предлагают считать законченной, и выражается это не только в субботниках на улицах чеченских городов. Несколько дней назад спикер нижней палаты парламента Чечни Дукваха Абдурахманов заявил, что мир в республике в состоянии обеспечить местные силы безопасности. Полки и дивизии федеральных сил, по мнению г-на Абдурахманова, могут быть «безболезненно выведены». Оставить целесообразно было бы лишь пограничников, охраняющих в Итум-Калинском районе российско-грузинскую государственную границу.

В последние полтора-два года в Чечне действительно установился некий условный мир на фоне почти постоянных сообщений о подрывах и обстрелах. Мир этот охраняют уже в основном не российские военные, а бородатые бойцы «кадыровского спецназа». Российское командование на протяжении последних лет регулярно сообщало, что численность федеральной группировки, к концу активной фазы боевых действий насчитывавшей около 80 тыс. человек, планомерно сокращается. В итоге в Чечне на постоянной основе должны остаться лишь 42-я дивизия Минобороны и 46-я бригада внутренних войск МВД РФ, не считая все того же Итум-Калинского погранотряда. Части Минобороны постепенно выводились с равнины, за исключением расположения 42-й дивизии в Ханкале. В прошлом году была расформирована и так называемая горная группировка Минобороны, штаб которой находился в Ведено.

Официальные источники в последнее время избегают называть даже примерную численность федеральных сил в Чечне, однако очевидно, что за год она весьма существенно сократилась: если год назад политики и эксперты оперировали цифрой порядка 70 тыс. человек, то в феврале 2006 года президент Чечни Алу Алханов говорил уже о 36--38 тыс. Это означает, что почти все «избыточные» части Минобороны и МВД, то есть все, кроме частей постоянной дислокации, из республики уже выведены.

При этом численность местных силовых структур, официально относящихся к МВД Чечни, достигает 17--20 тыс. человек. Главным образом это этнические чеченцы, многие из которых имеют обширный опыт боевых действий, причем не только на российской стороне. Вопреки утверждению некоторых чеченских публицистов чеченцы служат и в российской армии -- в составе батальонов «Восток» и «Запад», входящих в состав 42-й дивизии.

Численность противника, то есть боевиков, которые все еще воюют против местной и федеральной власти, представители командования оценивают в 750 человек. А Дукваха Абдурахманов и вовсе говорит о «единицах» боевиков, которые «рассосались по селам» и активизируются только при поступлении денег из-за границы. По его мнению, большая часть боевиков обитает за переделами Чечни: «Не буду называть республики, чтобы не обидеть соседей, но вы сами догадываетесь».

Г-н Абдурахманов впервые после полного выхода федералов из республики после хасавюртовского мира 1996 года выдвинул требование полного вывода войск -- до сих пор речь шла только о сокращении избыточных частей. Наряду с настойчивым требованием передать Грозному права на разработку и реализацию нефти и газа в республике и предоставить Чечне целый набор различных финансовых преференций в связи с необходимостью послевоенного восстановления это означает, что регион претендует на некий статус, трудно совместимый с федеральной Конституцией и намерением президента Путина добиться «укрепления России на Кавказе». «Укрепление» это не в последнюю очередь связывается с размещением в кавказских регионах федеральных вооруженных сил. С другой стороны, идея чеченского парламентария выглядит вполне логичным следствием политики Москвы, которая предоставляет руководству Чечни все большую политическую самостоятельность и старается сделать так, чтобы война шла между чеченцами, а не между чеченцами и федералами.

Но предложение г-на Абдурахманова не вызвало энтузиазма у федерального командования. Руководитель регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции Аркадий Еделев и командующий внутренними войсками МВД РФ Николай Рогожкин демонстрируют явное несогласие с позицией г-на Абдурахманова. По словам г-на Рогожкина, «задачи на Северном Кавказе не изменились», а угроза проявлений «терроризма и бандитизма в Чечне сохраняется». Поэтому «формат и структура» федерального присутствия в регионе пока останутся прежними.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне