|
|
N°63, 12 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Субстанция иного плана
Юрий Лужков нашел виновных в увеличении стоимости цен на жилье
Огородить себя от обвинений в неспособности сдержать стремительный рост цен на жилье в Москве публично постарался вчера столичный мэр Юрий Лужков. На заседании городского правительства, где обсуждалась инвестиционная программа строительного комплекса на 2006 год, градоначальник поставил перед подчиненными, и в первую очередь перед своим заместителем Владимиром Ресиным, сложную задачу -- по меньшей мере не способствовать бюрократически увеличению стоимости возводимых квадратных метров. Заодно г-н Лужков дал понять, что не допустит изменения правил игры на московском строительном рынке: мэр настаивает на сохранении обязательного лицензирования всех компаний-застройщиков и запрете на работу для «непорядочных фирм», заставивших город решать проблемы обманутых соинвесторов. Правда, таким образом он пытался продемонстрировать заботу уже не столько о кошельке москвичей, сколько о их безопасности.
Примечательно, что в числе многих причин, обуславливающих нынешний виток повышения себестоимости строительства в Москве, порой называют и выход из цементного бизнеса, а также избавление от активов в секторе панельного строительства компании «Интеко», принадлежащей супруге мэра Елене Батуриной. Градоначальник же вчера дал понять, что галопирующий, по его выражению, рост цен на цемент, на металл, на другие материалы -- процесс в рыночных условиях естественный, и власти повлиять на него не могут. «Это не зависит от нашей воли, это субстанция иного плана, -- заявил г-н Лужков. -- А вот организация строительства -- это наше дело. И по сути дела это тоже стоимость строительства». Мэр потребовал от руководителей стройкомплекса «немедленно представить предложения по упрощению процедур согласования» с тем, чтобы инвестор хотя бы на этом этапе не нес дополнительные расходы, которые потом будут включены в стоимость квадратных метров. О том, что Москва постепенно пересматривает условия инвестиционных контрактов и намеревается увеличивать стоимость подключения строящихся домов к городской инфраструктуре (энерго- и тепловым сетям), градоначальник предпочел вчера умолчать. Хотя и дал понять, кому именно застройщики должны быть обязанными за то, что в новые кварталы пойдут дефицитные нынче киловатты. «Семь лет мы потеряли на неграмотном управлении энергоразвитием города со стороны «Мосэнерго» при полном попустительстве со стороны РАО «ЕЭС». Сейчас же мы с РАО разработали принципы, которые позволят в ближайшее время ввести в Москву мощности на уровне 4 тыс. МВт. Эта программа находится на уровне обсуждения, подготовки. Но без ее реализации вы не сможете построить ни одного квадратного метра», -- напомнил Юрий Лужков.
Дав поручение Владимиру Ресину не усиливать бюрократический нажим на инвесторов, мэр Москвы в то же время потребовал от него не выпускать из рук бразды правления столичным стройкомплексом. Вице-мэру даже попало за пассивное противодействие либеральным инициативам федеральных властей, планировавших постепенный отказ от лицензирования строительных компаний и переход от стандартов к другим методам технического регулирования. «Я уверен, что нам удастся добиться, чтобы лицензирование в строительной сфере осталось, -- уверял градоначальника г-н Ресин. -- Если сегодня не будет лицензирования, то будет не один «Трансвааль». Уверенность своего заместителя Юрий Лужков разделять отказался. Или, возможно, пример с катастрофой, выбранной главой стройкомплекса для иллюстрации того, к чему может привести непрофессиональный подход к строительству, показался ему по известным причинам неуместным. И потому градоначальник сурово распорядился активизировать и систематизировать усилия для давления на Госдуму и правительство. «Вы слишком небрежно относитесь к проблемам, которые должны быть решены по нашей инициативе на государственном уровне», -- вынес порицание г-н Лужков.
Счел необходимым мэр поправить и другого своего заместителя, Юрия Росляка, который, доказывая правильность дифференцированного подхода к застройщикам, предлагал ориентироваться на «благонадежность фирмы». «Нет такого термина, не может быть! Есть термин «порядочность фирмы», -- заявил г-н Лужков, намекнув чиновникам, что при желании можно вспомнить и об их порядочности -- если поднять документацию и выяснить, кто на конкурсах инвестпроектов отдавал победу компаниям, предлагавшим «более лучшие условия, хотя эти условия были очевидно нереальными из-за того, что сама себестоимость строительства возмущалась против этого». Юрий Лужков напомнил, что из-за таких ошибок выбранные партнеры по инвестиционным контрактам задолжали городу "невыполненных обязательств на 3 млрд руб.". Дабы не множить число обманутых соинвесторов и выполнить программу строительства жилья в предложенных Владимиром Ресиным объемах (а только в первом полугодии 2006-го в Москве должно быть построено 2,3 млн кв. м), мэр потребовал просто закрыть доступ на рынок проштрафившимся застройщикам. «Такого рода непорядочные фирмы должны быть занесены в открытый перечень компаний, которые мы не допускаем к работам в городе Москве», -- заявил Юрий Лужков.
Александр ГУДКОВ