|
|
N°63, 12 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гаечный ключ
Режим промышленной сборки автомобилей доживает последние месяцы
Желающим получить льготы по постановлению правительства о промышленной сборке следует поторопиться. На традиционном понедельничном совещании президента с членами правительства министр экономического развития Герман Греф заявил: «В связи с присоединением ко Всемирной торговой организации необходимо гармонизировать специальные режимы, которые мы используем для инвесторов. Такие, как промышленная сборка, к сожалению, на сегодняшний день противоречат нормам ВТО».
Впрочем, это не означает, что правительство намерено вовсе отказаться от такого режима. Просто надо успеть заключить максимальное количество соглашений до того, как Россия вступит во Всемирную торговую организацию. Тогда они будут действовать и после вступления -- закон обратной силы не имеет.
Как пояснил журналистам министр экономического развития, на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации российская сторона предлагает следующую формулу: после окончания всех двусторонних переговоров по ВТО Россия больше не начинает новых переговоров по режиму промышленной сборки. А после присоединения ко Всемирной торговой организации не будет заключать новых соглашений в этом режиме. Те, кто успеет заключить соглашения до часа Х, будут продолжать пользоваться особым таможенным режимом. Но сложность ситуации заключается в том, что не все партнеры России по переговорам согласны с предлагаемой формулой. «Пока еще формулировка окончательно не согласована», -- признает министр.
Как пояснил «Времени новостей» заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко, партнеры по переговорам полагают, что режим промышленной сборки противоречит правилам ВТО из-за временных ограничений. По истечении срока действия льготы автопроизводители будут вынуждены покупать компоненты на российском рынке. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта -- два с половиной года. Потом инвестор обязан либо организовать производство комплектующих в России, либо отказаться от льготного режима их ввоза и перейти на обычный импорт.
Постановление вышло в свет в апреле прошлого года. Оно позволяет компаниям, собирающим не менее 25 тыс. автомобилей в год и заключившим инвестиционное соглашение с Минэкономразвития, ввозить в страну импортные комплектующие беспошлинно или по ставке в 3%. Для всех остальных пошлина составляет 15%. Учитывая, что снижать цену на готовые автомобили их никто не обязывает, режим получается заметно более выгодным.
Герман Греф подтвердил, что сейчас идут переговоры с десятью мировыми автоконцернами. «Но со сколькими мы успеем заключить соглашения, зависит не от нас, а от наших партнеров», -- пояснил он. Получением льгот заинтересовались «Северсталь-Авто» (выпускает по лицензии корейские Ssang Yong и планирует собирать Fiat и Isuzu) и «Иж-Авто» (Kia Spectra). Заявки на получение льгот также подали «Автофрамос» (СП Renault и правительства Москвы), CП «GM-АвтоВАЗ», Таганрогский автомобильный завод (Hyundai), новосибирские предприниматели, организовавшие сборку китайских Chery, а также «АвтоВАЗ» с КамАЗом.
Из иностранцев заявку подала только Toyota. Завод Toyota в Санкт-Петербурге заработает лишь через полтора года, но компания еще в середине марта отправила инвестсоглашение в Минэкономразвития. Кроме того, режим промышленной сборки предлагается концерну Volkswagen. Также на днях г-н Греф заявил, что решение об организации производства в России принял японский автоконцерн Nissan.
Вера СИТНИНА