|
|
N°63, 12 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Передвижение передвижников
«Росохранкультура» отчиталась о проделанной работе
Министр культуры Александр Соколов и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия («Росохранкультуры») Анатолий Вилков торжественно передали директору Русского музея Владимиру Гусеву утраченный в начале Великой Отечественной войны «Портрет крестьянина» кисти известного художника-передвижника Ивана Крамского. Новость эта, по правде говоря, полуторамесячной давности. Еще в начале марта во время официального визита президента РФ Владимира Путина в Прагу означенную «голову» работы Крамского российской делегации торжественно передали. А нынче просто устроили встречу с картиной в Москве.
Как полотно попало в Чехию? Увы, судьба его типична для многих утраченных в годы войны ценностей. В 1940 году Русский музей отправил передвижную выставку русской живописи по маршруту Нальчик -- Крым. Экспонаты ее были захвачены немецкими войсками и вывезены с территории СССР. После освобождения Крыма удалось обнаружить лишь 25 произведений. В начале 1950-х частное лицо продало картину в Моравскую картинную галерею (Брно). Там она полвека хранилась, даже приезжала на выставку в Третьяковскую галерею, но узнана не была. В 2000 году картина была включена в Сводный каталог потерь культурных ценностей. С прошлого года «Росохранкультура» выполняла работу по возвращению портрета в Россию. Были созданы совместные российско-чешские экспертные комиссии, велась переписка. Во время визита Путина в Чехию картину передали. Сам Владимир Владимирович отреагировал на передачу своеобразно. Он был приятно удивлен тем, что это якобы первый реституционный «подарок» России.
На вчерашней пресс-конференции мнение президента РФ было скорректировано на официальном уровне. Анатолий Вилков сказал о том, что за последние пять лет России было возвращено 51 похищенное во время войны произведение. Среди особо громких событий возвращение двух фрагментов Янтарной комнаты, картин Франческо Гварди, скульптуры «Летящий Меркурий», экспонатов Гатчинского дворца. И полным ходом ведутся новые дела о возвращении ценностей, осевших после войны в США, Франции и особенно Прибалтике.
Неизбежно возник вопрос о симметричном ответе российской стороны. Ведь понятие «перемещенные ценности» универсально: незаконно вывозили из Европы и россияне.
Анатолий Вилков привел два звучных примера «от нашего -- вашему». Первый связан с возвращением Венгрии коллекции книг из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа, которая была перемещена на территорию бывшего Советского Союза. Еще в прошлом году правительство Венгрии выразило официальную претензию правительству России по поводу этих книг. Книги являлись собственностью религиозной организации, использовались исключительно в религиозных целях и не служили интересам милитаризма, нацизма или фашизма, а потому по закону обязаны были отправиться домой. После сложных бюрократических процедур, включающих созывы комиссий и издание федерального закона, они были возвращены. По словам Александра Соколова, сегодня в стадии разработки подобных нормативных актов находится пресловутое дело о «балдинской коллекций» (коллекции рисунков старых европейских мастеров из бременского Кунстхалле, незаконно вывезенной будущим директором Музея архитектуры Виктором Балдиным, который сам завещал ее Германии). Осенью 2004 года министерства культуры Германии и России договорились о рабочих группах, ныне обсуждение законодательных процедур на уровне минкультов двух стран пройдет в Томске. Там же будут обсуждаться и другие «проблемные» немецкие архивы, в частности, хранящееся в Эрмитаже так называемое «ангальтское серебро» (см. «Время новостей» от 15 октября 2005).
Кстати, сегодня перед возможностью сохранения хорошей репутации проблемы собственности уходят на второй план в случаях с самыми амбициозными европейскими музеями. Яркий пример прошлой недели: венский музей «Бельведер» передал жительнице Лос-Анджелеса Марии Альтман пять картин Густава Климта, общая стоимость 150 млн долл. Альтман отсудила эти картины по закону о реституции: истица является наследницей семьи, у которой эти картины изъяли нацисты.
Приятной для Германии новостью стало заявление Вилкова о передаче немецкой стороне второй партии витражей Мариенкирхе (церкви Девы Марии) XIV века, вывезенных из Франкфурта-на-Одере. Первая, включающая сто одиннадцать витражей, как известно, хранилась в Эрмитаже и была возвращена несколько лет назад. Передачу предваряла тщательно сделанная выставка. Под давлением немецких и российских экспертов в хранении шести витражей из этой же церкви недавно призналось руководство Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Так что в скором времени у москвичей тоже будет прощальная выставка.
Сергей ХАЧАТУРОВ