Время новостей
     N°63, 12 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2006
Штиль под контролем государства
Российской экономике не грозят ни кризисы, ни бурный рост
Российской экономике в ближайшие годы кризисы не грозят, но и существенно увеличить темпы роста не удастся. Такой вывод можно сделать по итогам «круглого стола» на тему «Россия-2006: развилки экономической политики», проведенного вчера фондом «Общественная альтернатива», возглавляет который экс-премьер Михаил Касьянов.

Как и следовало ожидать, никто из правительственных чиновников посетить дискуссию не удосужился, хотя приглашения некоторым из них были переданы. Впрочем, уровень участников вполне позволил обойтись и без них. Разговор шел сугубо деловой. Тон был, понятно, больше критический, однако огульного обвинения властей во всех смертных грехах, что вполне можно было ожидать, учитывая претензии г-на Касьянова на президентский пост, не было и в помине. Экс-премьер вообще говорил мало. Он лишь открыл и закрыл «круглый стол», а также объявлял выступающих.

Основной доклад сделал профессор Высшей школы экономики, главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его словам, в 2005 году, когда власти перестали делать резкие движения в отношении бизнеса, (в отличие от предыдущего, ознаменовавшегося делом ЮКОСа), «потихоньку стал восстанавливаться экономической рост». «Однако пока вряд ли можно считать эту тенденцию устойчивой, особенно с учетом того, что в начале 2006 года экономическая активность снова затормозилась, а инфляция начала ускоряться», -- считает экономист. Бороться с инфляцией надо, на его взгляд, ускорением экономического роста, который нейтрализовал бы приток денежной массы и способствовал бы увеличению массы товарной.

В свою очередь, для поддержки темпов роста будет требоваться все больше ресурсов, в том числе финансовых, считает г-н Гавриленков. «Экономический рост повышает спрос на деньги», -- говорит он. Однако пока российская экономика остается низкомонетизированной, объема денежной массы недостаточно. Одно из следствий -- невозможность взять в стране кредит на длительный срок под выгодный процент. «Деньги «удлиняются» по мере повышения монетизации экономики. Это касается как сроков депозитов, так и сроков привлечения кредитов», -- говорит г-н Гавриленков. Сейчас, по его словам, средний срок кредита составляет 14 месяцев. Укрепление рубля, на взгляд г-на Гавриленкова, не играет ключевой роли в снижении темпов роста, поскольку уже произошли принципиальные технологические изменения на уровне предприятий, позволившие увеличить производительность труда. Общее же замедление экономики связано скорее с торможением в добывающих отраслях.

Особо беспокоит экономиста тенденция к усилению государственного присутствия в экономике. «Есть сомнения, что это эффективный подход. Это мы уже проходили», -- говорит он. Хотя применительно к АвтоВАЗу, который не блистал хорошими показателями, такой подход вполне оправдан, считает г-н Гавриленков. В ближайшие годы претензии государства на доминирование не уменьшатся, полагает он. И правительство, судя по всему, по-прежнему будет фактически отходить от концепции развития свободной рыночной экономики, отдавая предпочтение философии «государственного капитализма».

«Экономический рост достигается в результате роста бизнеса, свободного развития компаний (в рамках действующих правовых норм). Остается неясным вопрос, насколько российские институты могут способствовать такому развитию», -- задается вопросом экономист. «Качество институтов сейчас хуже, чем в конце 90-х годов», -- ответил г-ну Гавриленкову заведующий лабораторией гайдаровского Института экономики переходного периода Константин Яновский. Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, похоже, знает, какие государственные институты должны сегодня работать на экономический рост. Это прежде всего суды и прокуратура. Сославшись на экономистов с мировым именем, он отметил, что необходимы две фундаментальные составляющие: защита частной собственности и обеспечение контрактного права. Попытки же правительства увеличить темпы роста путем макроэкономической политики и г-н Сатаров считает обреченными на провал, поскольку в России слишком высока доля теневой экономики. «Ее объемы как минимум соизмеримы с официальной», -- уверен он. Поэтому «говорить о монетарных инструментах, которые могут повлиять на ситуацию в нашей экономике, бессмысленно». Ни для кого не секрет, что там, где теневая экономика, там и коррупция. Уже стало расхожим мнение, что ее уровень в последние годы увеличился.

С такой точкой зрения согласен и руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Уровень коррупции резко повысился, и это ощущение бизнеса. Всегда и везде надо давать взятки. Иначе на рынок не прорваться».

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что ВВП в 2006 году вырастет примерно на 5,5--6%, а инфляция -- на 12% (при официальном прогнозе 8,5%), «если ее не задушат методами, которые ведут к экономическому спаду». По мнению г-на Ясина, новое сокращение денежной массы приведет к дальнейшему снижению деловой активности и, как следствие, к снижению темпов роста экономики. Из-за действий государства по отношению к бизнесу, подсчитал профессор, страна теряет по 2% роста ВВП каждый год, которых как раз и не хватает для удвоения ВВП за десять лет.

Организаторы «круглого стола» предполагают периодически проводить подобные дискуссии по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития страны. Михаил Касьянов анонсировал возможные темы -- энергетика, банки и финансы, пределы государственного участия в экономике. «По этим вопросам необходим общенациональный консенсус, иначе не будет успехов в социально-экономической политике», -- с "премьерским" охватом проблемы завершил он «круглый стол».

Михаил ВОРОБЬЕВ