|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нацистский Петербург
Африканского студента застрелили из ружья со свастикой
В Санкт-Петербурге десятки людей приходят к месту гибели африканского студента Ламзара Самбы, убитого ранним утром в пятницу. Дерзость, с которой было совершено это убийство (молодого человека застрелили практически в упор из ружья, на котором была нарисована свастика), позволяет говорить о том, что нацисты чувствуют себя абсолютно безнаказанными. Улица, где погиб Ламзар, превратилась в место неформальной панихиды его друзей, знакомых, земляков и просто неравнодушных людей. Они несли и несли сюда цветы и зажигали свечи у фотографии покойного. Африканцы, сев на корточки в круг вокруг места трагедии, совершили заупокойную молитву. Сотрудникам правоохранительных органов на этот раз не удалось свалить все на обыкновенных хулиганов. Дело возбуждено по статье «убийство, совершенное на почве расовой и национальной вражды», и руководство МВД уже отправило в помощь питерским коллегам своих сотрудников. Из Москвы приехал и посол Сенегала Мунтага Диолло, который заявил, что ждет от российских властей «детального расследования преступления, поимки виновных и их наказания». Он считает, что африканцам живется в России все хуже и хуже, однако пока «власти Сенегала не будут рекомендовать своим гражданам не посещать Россию». А МИД России пока ограничился лишь одними соболезнованиями родным и близким убитого.
Это убийство было совершено ранним утром в пятницу в центре Петербурга, на 5-й Красноармейской улице, когда 28-летний студент из Сенегала Ламзар Самба вместе с друзьями возвращался домой из ночного клуба. «Примерно в половине шестого утра ребята, как обычно, вышли из клуба «Аполло», где танцевали и развлекались всю ночь. Мы всегда ходим сюда по четвергам», -- молодой африканец с едва заметным акцентом, попросивший не называть его имени, говорил очень тихим и измученным голосом. Он не был у клуба в момент убийства, но приехал туда сразу же после трагедии. Было видно, что ему страшно, впрочем, он этого и сам не отрицал: «Они шли вшестером, когда сзади раздался сильный хлопок. Сначала решили -- петарда. Но тут Ламзар упал, все обернулись, и кто-то увидел человека с ружьем, который стоял совсем недалеко». В первую минуту, рассказывали африканцы, ими овладел страх и они бросились за помощью: остановили первую попавшуюся машину и попросили отвезти их в отделение милиции, благо оно находилось поблизости. Друзья надеялись, что Ламзар только ранен, но, вернувшись на место, обнаружили, что у него прострелена шея и он мертв. А в нескольких десятках шагов от убитого валялось помповое ружье, на котором красовалась свастика.
Ламзар учился в Университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, в который попал за отличную учебу у себя на родине. Сенегалец получал здесь второе высшее образование и считался одним из лучших студентов. Теперь его университетские друзья думают, не стоит ли им прервать учебу и немедленно покинуть Россию -- слишком высокой оказалась цена диплома. Кстати, мать убитого в свое время изучала русский язык в Университете дружбы народов в Москве, а затем основала кафедру русского языка и славянской культуры у себя на родине.
«Сейчас эти преступления вышли на такой уровень, что уже никто не сможет сказать -- это не скинхеды, это не националисты, -- сказал лидер питерской организации «Африканское единство» Дезире Дефо. -- Если свастика нарисована на ружье, что тут можно комментировать?» Ламзар, кстати, был одним из активистов этой правозащитной группы. Примечательно, что именно такую трусливую тактику предлагают фашисты на своих сайтах: советуют нападать втроем на одного, быстро скрываться, переодеваться и выбрасывать все улики.
На сей раз правоохранители не стали валить все на «обычных хулиганов». Уже через несколько часов после этого ЧП было возбуждено уголовное дело по пункту «л» ч.2 ст.105 -- убийство по мотивам национальной, расовой и религиозной вражды. «Мы сознательно пошли на завышение квалификации, чтобы направить расследование в нужное русло», -- сказал прокурор Петербурга Сергей Зайцев, выступая перед журналистами на экстренном брифинге, который он провел, вернувшись с места трагедии. В тот же день МВД России командировало в Питер сотрудников угрозыска, департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом и департамента охраны общественного порядка.
«Это убийство было хорошо организовано. Расисты знали, что мы ходим в этот клуб по четвергам, знали, когда возвращаемся к метро. И этот человек, который стрелял, хорошо подготовился -- он стоял и ждал, -- высказал свое мнение один из знакомых убитого студента. -- Раньше нас просто избивали, потом резали ножами и кололи прутьями от заборов, теперь начали стрелять, а завтра что -- будут убивать из автомата?» Действительно, преследователи африканцев заметно изменили свой почерк. Раньше они набрасывались большой сворой на одного-двоих и забивали холодным оружием в полном соответствии с тем «пособием по террору», которое недавно было размещено на фашистских сайтах (сейчас уголовное дело по этому поводу расследует прокуратура города). Именно так в октябре 2004 года был убит вьетнамец Ву Ань Туан, в феврале 2004-го -- девятилетняя таджичка Хуршеда Султонова, в декабре 2005-го -- камерунец Канхем Леон. В марте этого года девятилетнюю девочку-мулатку зверски изрезали ножами в подъезде ее собственного дома. Теперь африканцам стреляют в спину практически в упор. Тем не менее власти все еще робко просят не делать из Петербурга «столицу мирового национал-экстремизма».
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург