|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Петр Порошенко: Юлия Тимошенко -- гениальная актриса
Президент Украины Виктор Ющенко продолжает консультации с лидерами партий и блоков, победившими на парламентских выборах. Он призвал потенциальных участников коалиции не торопиться с дележкой портфелей и выработать для начала единую программу развития страны. Сегодня представители президентской «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Соцпартии проведут очередные переговоры. Формирование коалиции затягивается. Ход этих переговоров в интервью корреспонденту «Времени новостей» на Украине Светлане СТЕПАНЕНКО прокомментировал один из самых влиятельных лидеров блока «Наша Украина», известный политик и бизнесмен 40-летний Петр ПОРОШЕНКО, до сентября 2005 года занимавший должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
-- Как получилось, что президентская команда стала политическим заложником БЮТ -- своего главного конкурента в стане «оранжевых»?
-- Главной ошибкой «оранжевых» был отказ от создания в 2005 году единой демократической партии, объединенной вокруг президента и его программы. Во время избирательной кампании БЮТ развязал против «Нашей Украины» агрессивную кампанию, построенную на неправде. Эта кампания началась с коррупционного скандала в сентябре 2005 года и закончилась обвинениями властей в создании транзитного сервера для искажения результатов подсчета голосов. «Наша Украина» не предпринимала эффективных действий по разоблачению этой лжи, что не могло не повлиять на результат выборов.
-- Не ошибся ли президент, отправив Юлию Тимошенко в отставку с поста премьера в прошлом году? Ведь это дало ей возможность построить свою предвыборную кампанию на жесткой критике президентской команды...
-- Я не считаю ошибкой отставку кабинета министров в сентябре 2005 года. Президент принял это решение по итогам неудачной экономической деятельности правительства. Если бы не этот шаг, следующему премьеру было бы гораздо сложнее выходить из экономического пике, ведь дефицит бюджета и инфляция стремительно нарастали. Увы, обвинения в адрес экс-премьера Тимошенко в популизме были совершенно справедливы. Она склонна к принятию решений, которые не учитывают реальных возможностей экономики и не способствуют ее развитию.
-- Популярность Тимошенко во время предвыборной кампании подогревалась обещаниями «разобраться» с олигархами...
-- Чтобы претендовать на роль Робин Гуда, нужно иметь соответствующий имущественный статус. Когда декларация о доходах составляет 60 тыс. гривен (речь о 10 тыс. долл. в год. -- Ред.), а расходы исчисляются миллионами, это называется коррупцией. К сожалению, двойные стандарты характерны для Тимошенко. У нее есть «свои» олигархи -- «кучмисты», которым она помогает. И есть «чужие» олигархи из «президентского окружения», на которых она обрушивает всю мощь праведного гнева. Юлия Владимировна -- гениальная актриса, я отдаю должное ее таланту.
-- Трудно ли «Нашей Украине» далось решение о коалиции с БЮТ и Соцпартией?
-- Личные отношения не должны отражаться на политических перспективах коалиции. Альянс союзников по «оранжевой команде» является единственно правильным, поскольку открывает путь для широкомасштабных реформ. Коалиция «Нашей Украины» с Партией регионов невозможна, поскольку это было бы предательством идей революции.
-- Но Юлия Тимошенко и лидер социалистов Александр Мороз заявили, что им недостаточно формального решения «Нашей Украины» о союзе, они ждут скорейшей выработки детальных договоренностей.
-- Решение партии «Народный союз «Наша Украина» от 5 апреля о коалиции -- это только первый шаг. Вторым является создание рабочих групп по разработке соглашения о программных принципах деятельности коалиции, как это принято в развитых странах. На политсовете «Наша Украина» дала ответы на вопросы о реприватизации, отношении к административным методам регулирования экономики, шагах по улучшению инвестиционного климата, сдерживании инфляции. Для нас эти вопросы являются принципиальными, поскольку определяют стабильность коалиции. Когда одна сторона отстаивает либеральные реформы и демократию европейского образца, вторая не должна ратовать за «железную руку», которая приведет народ к «процветанию» северокорейского образца.
-- Когда же пойдет речь о разделе кресел, на котором настаивают и Соцпартия, и БЮТ?
-- Сегодня БЮТ переводит серьезные переговоры о создании коалиции в формат трудоустройства отдельных политиков. «Наша Украина» не намерена отвечать за ситуацию в экономике, которую спровоцирует такой политический подход. Лучше уж мы откажемся от должностей в правительстве.
-- Поддерживает ли «Наша Украина» предложение закрепить за каждой «оранжевой» партией министерские должности пропорционально результатам выборов?
-- Мы за то, чтобы выбирать профессионалов на каждую должность и не привязываться к квотному принципу.
-- В меморандуме Соцпартии и БЮТ есть положение, что из четырех силовиков президент назначает только министра обороны. Согласна ли с этим «Наша Украина»?
-- Силовики, как и руководитель Нацбанка, -- фигуры, которые должны быть вне политики. Их кандидатуры должны предлагать не политические партии, а президент.
-- Насколько высоки шансы Тимошенко занять пост премьера?
-- Тимошенко проводила политическую кампанию под лозунгом «Выбери премьера!». Если исходить из этой логики, парламентские выборы он проиграла, поскольку не набрала 50% голосов, необходимых для самостоятельного формирования коалиции в Верховной раде. Если Юлия Владимировна найдет недостающие 100 голосов в парламенте для своего назначения премьером и предложит пост спикера Александру Александровичу (Мороз, лидер Соцпартии. -- Ред.), то они должны взять на себя ответственность за ситуацию в стране. Если им это не удастся, то вопросы будут решаться консенсусом в рамках «оранжевой» коалиции.
Тезис предвыборной программы Тимошенко «думай сердцем», конечно, важен. Но лучше думать головой. Премьер должен отвечать за ВВП, цифры внутреннего и внешнего долга, объемы бюджетного дефицита, за выполнение положений президентской программы. Я не хочу повторения бензинового, мясного, сахарного кризиса, проблем с оттоком инвестиций.
-- Возможен ли разрыв союза между «оранжевыми» силами, если они так и не договорятся о коалиции?
-- Невозможно разорвать то, чего нет. С сентября прошлого года, когда Тимошенко построила свою избирательную кампанию на атаках в адрес президента, у нас нет политических отношений. Сегодня нужно построить принципы, на которых будет создана коалиция, создать механизм ответственности за принятие решений, процедуру входа в коалицию и выхода из нее. Это может стать основой для сближения.
-- Украинская власть может оказаться неустойчивой перед лицом сильной и монолитной оппозиции в лице Партии регионов. Может, надо привлечь «регионалов» к сотрудничеству?
-- Мы ни в коем случае не хотели бы продолжения прежнего жесткого противостояния. Если Партия регионов сочтет возможным разделить с коалицией ответственность по социальным программам, это будет только приветствоваться. В парламенте можно работать со всеми политическими силами.
-- Как будут развиваться отношения с Россией после прихода к власти «оранжевой» коалиции?
-- Украина -- прагматичное государство, которое намерено проводить эффективную внешнюю политику. Чтобы иметь хорошие отношения с Россией, надо выстраивать отношения честно, а не держать в кармане дулю. В частности, не обещать (украинскому народу. -- Ред.) газ по 45 долл. за тысячу кубов, как это делали некоторые наши политики.
|