|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сами мы не местные...»
Бельгийские власти так и не смогли придумать, как им защититься от страшных русских
Проблема визовых взаимоотношений между Россией и Бельгией, разрешенная, как казалось, еще полгода назад, неожиданно была реанимирована на переговорах, ведущихся сейчас в рамках визита Владимира Путина в Брюссель. Вводить мораторий на выдачу виз россиянам, как это было весной, бельгийцы, правда, пока не грозятся, однако складывающейся ситуацией снова очень недовольны. По информации газеты «Время новостей», система безопасности, разработанная в начале года правоохранительными органами двух стран для борьбы с нелегальными иммигрантами из России, проработала недолго, и ушлые выходцы из бывшего СССР научились обманывать и ее, причем, как всегда, очень просто.
О том, что из России или транзитом через нее в королевство идет огромный поток людей, которые необоснованно просят политического убежища, премьер Бельгии Ги Верхофстадт заговорил еще в декабре 1999 г., во время своей поездки в Москву. Даже в случае отказа предоставления убежища выгнать таких беженцев из страны оказывалось невозможным: те просто заявляли, что потеряли все документы. Посольства же стран СНГ и России подобных «беспаспортных» к себе назад принимать отказывались. Ги Верхофстадт даже написал несколько посланий с жалобами президенту Путину, а в начале этого года власти Бельгии пошли и вовсе на драконовские меры, объявив мораторий на выдачу виз гражданам России.
После этого совместная комиссия двух стран разработала специальный механизм контроля за беженцами. Все пребывающие в королевство россияне обязаны были заполнять анкеты, где указывались паспортные данные, подробное место жительства, ближайшие родственники и т.д. Все эти сведения проверяло МВД России, и свои результаты отправляло в Бельгию. Только после этого власти начинали рассматривать вопрос о предоставлении убежища. И тут история с потерей паспорта уже не помогала -- согласно договоренностям человека могли выслать в Россию с одной справкой, где указывались им же приведенные данные.
Власти Бельгии отменили мораторий, и поначалу этот механизм успешно работал. Только за первые несколько дней проверки беженцев удалось найти шесть человек, находившихся в России в розыске. Однако потом выходцы из СНГ придумали новую, почти гениальную по своей простоте уловку. Заполняя анкету, они стали указывать, что паспорт получен в Чечне, с этой же республикой связаны их место жительства и работа. Таким образом, беженцы убивали сразу двух зайцев.
Во-первых, проверить правдивость их сведений невозможно из-за того, что в Чечне идет война. Соответственно, вопрос гражданства остается снова открытым, и выдворять непрошеных гостей бельгийцам опять некуда. Самое же неприятное заключается в том, что таким манером жулики откровенно давят на больную мозоль Европы -- мол, мы из притесняемой Россией республики, поэтому власти Бельгии просто обязаны предоставить нам убежище. В результате на данный момент две трети приехавших в королевство из России граждан согласно их анкетам оказались выходцами из Чечни. И число таких «чеченцев» с каждой неделей все растет.
Разрешить проблему в оперативном порядке стороны, по данным газеты «Время новостей», не смогли, и теперь бельгийцы инициировали новые переговоры.
Александр ШВАРЕВ