|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возвращение Профессора
Один из самых ярких и успешных политиков Италии последних десятилетий Романо Проди по прозвищу Профессор попал в политику из университетской среды. И, как и положено европейскому вузовскому преподавателю, Проди отличается левыми, социалистическими взглядами. В 1960--1970-х годах Профессор, окончивший Католический университет Милана, успешно делал академическую карьеру ученого-экономиста: стажировка в Гарварде и Лондоне, диссертация о протекционизме, профессорское место в старейшем Болонском университете. Постепенно научные достижения конвертировались в успехи в области банковского консалтинга, кроме того, какое-то время Проди занимался издательской деятельностью.
В большую политику Профессор пришел весьма зрелым человеком. Первым серьезным политическим постом для болонского экономиста стала должность министра промышленности в четвертом правительстве патриарха итальянской политики Джулио Андреотти. Это кресло Проди досталось в 1978 году, когда ему было уже под сорок. В течение следующих полутора десятков лет он постоянно вращался в околоправительственных кругах, но главным его постом был Интститут промышленной реконструкции (IRI), который Проди возглавлял в 1980-х и первой половине 1990-х годов. Это учреждение, или скорее корпорация, существующая еще с муссолиниевских времен, управляет государственными промышленными активами, в первую очередь машиностроительными, металлургическими и транспортными. Именно с этой должностью и связаны немногочисленные проблемы Проди с правоохранительными органами: его дважды пытались обвинить в злоупотреблениях, но оба раза расследование приходило к выводу, что Профессор чист. Стоит отметить, что найти в Италии политика, которого ни разу не подозревали в темных делишках, практически невозможно. На фоне того же Сильвио Берлускони, которого много лет то и дело обвиняют в нарушениях закона, деловая репутация Проди выглядит просто идеальной.
И это далеко не единственное различие между двумя претендентами на пост премьера. Если Берлускони -- политик нарочито «внутриитальянский», никогда даже не пытавшийся всерьез добиться признания или влияния в институтах объединенной Европы, то Романо Проди, пожалуй, самый европеизированный государственный деятель на Апеннинах. Пиком его карьеры на родине стал 1996 год, когда сколоченный из нескольких партий блок «Оливковое дерево» под руководством Профессора победил на парламентских выборах самого Берлускони. Проди получил премьерский пост, но его правительство просуществовало лишь около полутора лет. Но к заслугам этого кабинета часто относят то, что при Профессоре экономическая и финансовая политика Италии стала более строгой и начала приближаться к европейским стандартам. Кроме того, именно при Проди Италия присоединилась к договору о единой валюте Старого Света. И совсем неудивительно, что в Брюсселе оценили успехи премьера-экономиста, старавшегося интегрировать свою страну с Европой. После отставки своего кабинета в 1998 году Проди надолго политически «эмигрировал» в Евросоюз, а в Италии после чехарды правительств левака Массимо д'Алемы и Джулиано Амато в 2001 году воцарился принципиальнейший противник Проди -- правый Сильвио Берлускони.
В октябре 1999 года Профессор получил одну из высочайших должностей ЕС: его избрали председателем Еврокомиссии -- своеобразного правительства объединенной Европы. В эпоху Проди Евросоюз пережил несколько важнейших событий, например единовременное присоединение стран Прибалтики и Центральной Европы, а также провал проекта единой конституции ЕС. Даже если предполагать, что заслуги председателя ЕК в этих событиях не так уж велики, свое имя в историю Проди вписал: именно при нем Европейский союз, сформировавшийся несколько десятилетий назад как клуб развитых держав Старого Света, стал действительно общеевропейским. Тем не менее обычно принято считать, что итальянец был неплохим главой Еврокомиссии. По крайней мере ему как-то удавалось находить общий язык с представителями различных государств Старого Света, чьи интересы по многим вопросам диаметрально противоположны.
Проди покинул пост главы европравительства всего 15 месяцев назад, в ноябре 2004 года, уступив председательский стул компромиссной фигуре -- португальцу Баррозу. Спустившись с брюссельских вершин на ступеньку ниже, в родную итальянскую политику, Профессор оказался наиболее мощной фигурой на разрозненном левом фланге, единственным человеком, чье имя могло что-то противопоставить харизме царя правых Берлускони. Несмотря на то что с 1999 года Проди практически устранился от апеннинских политических разборок, в прошлом году он буквально за несколько месяцев заставил левые политические силы признать свое лидерство. Октябрьские «праймериз», на которых сторонники левых выбирали главу коалиции на парламентских выборах, Проди выиграл у шести соперников, если так можно выразиться, в стиле Саакашвили--Лукашенко, получив 74,1% голосов, тогда как за занявшего второе место представителя коммунистов Бертиноти проголосовали лишь 15% выборщиков.
В последнее десятилетие своей политической карьеры Проди удалось практически невозможное: в весьма солидном возрасте он смог научиться публичной политике, превратиться из кабинетного бюрократа почти в трибуна. Многие годы экономиста-промышленника считали просто отличным менеджером, лишенным особой харизмы. В конце концов, должности министра промышленности или главы IRI не требовали ярких выступлений перед избирателями и хорошо подвешенного языка. Но выиграв выборы в 1996 году, Проди продемонстрировал, что он способен не только объяснять студентам экономические истины, но и общаться с избирателями. Как показали недавние теледебаты, сейчас Профессор -- один из немногих ораторов, способных на равных дискутировать с величайшим популистом современности Берлускони.
Владимир ДЗАГУТО