|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть контакт
Власти продолжают попытки уговорить боевиков сложить оружие
Правозащитники из международной организации Human Rights Watch попытались испортить брюссельский визит Владимира Путина: накануне его встречи с генеральным секретарем НАТО они направили лорду Робертсону письмо, в котором предложили спросить российского президента, соблюдает ли его страна в Чечне общепризнанные нормы военного права. Еще более жесткий документ HRW направила в Европейский Союз: гуманитарная организация считает, что российские власти воспользовались ситуацией, которая возникла в мире после террористических актов в США 11 сентября, чтобы дать полную свободу действий силовым структурам в Чечне. Правозащитники ссылаются на рассказы около сотни «жертв и свидетелей» о внесудебных казнях, пытках и неизбирательных бомбежках.
HRW -- один из давних противников российских властей в Чечне. Работе сотрудников этой организации в зоне конфликта на Северном Кавказе Россия неоднократно старалась воспрепятствовать. Нынешнее заявление правозащитников представители власти восприняли с холодной сдержанностью. Первым отреагировал на него после встречи с заместителем генсека Совета Европы Хансом Кристианом Крюгером спецпредставитель президента по обеспечению прав человека в Чечне Владимир Каламанов: «Вместо того чтобы входить в контакты с сотрудниками моего бюро и представителями местной власти, эта организация лезет в политику и пытается оказать давление на Россию». С точки зрения г-на Каламанова, заявление правозащитников на отношения России с Европой не повлияет: европейцы хорошо поняли, какие опасные террористы противостоят нашей стране в Чечне, и изменили свое отношение к этой проблеме.
На самом деле, если свобода действий российским военным в Чечне и предоставлена, пользуются они ею не слишком активно, а даже наоборот. Вчера фактически подтвердились сведения, что в минувшие два-три дня федералам пришлось с боями очищать от боевиков ряд селений Шалинского и Курчалоевского районов, куда те вошли в день истечения 72-часового президентского ультиматума и удерживались в течение выходных дней. В нескольких населенных пунктах бои продолжались еще вчера: к вечеру ожидалось разблокирование Чири-Юрта, что признал и помощник президента Сергей Ястржембский.
Последний сообщил также, что полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев ведет переговоры «с теми, кому господин Масхадов поручил выйти на уровень таких контактов». По некоторым данным, г-н Казанцев действительно имел телефонный разговор с вице-премьером правительства Чеченской Республики Ичкерия Ахмедом Закаевым. Сам г-н Казанцев продолжает утверждать, что никакие политические переговоры невозможны: исходить планируется только из того, что есть Чеченская Республика в составе России. «Талдычить про договор Ичкерии с Россией», по его собственным словам, г-н Казанцев сепаратистам не даст, а будет разговаривать исключительно о порядке сдачи оружия и выхода боевиков из леса. Российские власти считают, что их контакт с Масхадовым позволит «определиться» многим сепаратистам умеренного крыла сопротивления -- из тех, что не хотят стоять на одной доске с Хаттабом и террористами.
Между тем ответственность за последние события в Шали и Курчалое берут на себя отнюдь не экстремисты: в окружении Масхадова говорят, что ожидается дальнейшая активизация боевых действий. Видимо, стороны переговоров придерживаются разного мнения относительно того, кто из них вправе сегодня разговаривать с позиции силы. О чем в действительности пойдет речь на переговорах Закаева и Казанцева, пока сказать сложно. Пока лишь сопредседатель рабочей группы Госдума--ПАСЕ Дмитрий Рогозин заметил мельком, что окончательное определение будущего статуса республики -- общее дело народов Чечни и России.
Иван СУХОВ