Время новостей
     N°61, 10 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2006
Уйти по-английски
Британия готова покинуть Airbus за хорошие деньги
Английская оборонная группа BAE Systems ведет переговоры о выходе из состава акционеров европейского авиастроительного концерна Airbus. Предполагается, что 20-процентный пакет акций Airbus, принадлежащий сейчас английской группе, возможно, будет выкуплен другим акционером концерна -- европейской аэрокосмической группой EADS, которая уже контролирует 80% акций Airbus. На средства, вырученные от продажи акций Airbus, BAE Systems, возможно, приобретет авиастроительные предприятия в США. В прошлую пятницу BAE Systems и EADS официально подтвердили информацию о переговорах, которая накануне просочилась в британскую прессу. Обе стороны, впрочем, заявили, что обсуждение находится на начальной стадии и достижение соглашения не гарантировано. Вероятная цена сделки, по оценкам аналитиков, колеблется от 3,5 до 6,5 млрд евро. EADS подчеркнула свою принципиальную заинтересованность в доведении своей доли в авиастроительном концерне до 100%, заявив, что такой шаг «упростил бы управление Airbus».

Желание BAE Systems покинуть Airbus объясняется двумя обстоятельствами. С одной стороны, после реформы структуры Airbus в 2000 году там стали доминировать французские и немецкие участники, а британцы остались немного на обочине корпоративного управления. С другой стороны, удачные коммерческие показатели, достигнутые Airbus в последние несколько лет, привели к росту капитализации концерна. Таким образом, именно сейчас настал подходящий момент для продажи этих ценных бумаг.

Против выхода BAE Systems из Airbus могут сыграть политические факторы. Британское правительство является одним из крупнейших заказчиков концерна. Кроме того, Airbus обеспечивает работой 13 тыс. британских граждан. В случае ухода BAE Systems значительная часть этих рабочих мест может быть «перенесена» в другие европейские страны.

Компания Airbus была создана в 1970 году как французско-германское партнерство, к которому затем присоединились компании из Великобритании и Испании. В 2000 году возникла европейская оборонная и авиационно-космическая группа EADS, в которой объединились все акционеры Airbus, кроме британцев. 30% акций EADS контролирует французская группа Lagardere совместно с правительством Франции, еще 30% принадлежит немецкому концерну DaimlerChrysler, 5,5% -- испанской компании SEPI и еще около 30% акций обращается на свободном рынке. Совместное франко-германское доминирование закреплено в структуре органов управления EADS. В отличие от подавляющего большинства корпораций EADS имеет не одного, а двух председателей совета директоров и двух генеральных директоров. Один из каждых «парных» постов занимает представитель Франции, а другой -- Германии.

В результате проведенной в том же 2000 году организационной перестройки Airbus 80% акций концерна достались EADS, а BAE Systems сохранила принадлежавший ей ранее 20-процентный пакет.

Вопрос о целесообразности участия Великобритании в Airbus возникал за 35-летнюю историю концерна несколько раз. Возможно, на этот раз BAE Systems предпочтет сконцентрироваться на других проектах. Несколько дней назад компания опровергла слухи о своем намерении купить американскую группу L3 Communications, специализирующуюся на выпуске электроники военного назначения. Тем не менее аналитики считают, что деньги, вырученные от продажи доли Airbus, BAE Systems скорее всего вложит в приобретение активов на Североамериканском континенте.

Михаил КУКУШКИН