|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переговоры в ритме танго
Аргентина благословила Россию на вступление во Всемирную торговую организацию
На пути вступления России во Всемирную торговую организацию стало одним препятствием меньше. В минувшую пятницу в Буэнос-Айресе в присутствии премьер-министра Михаила Фрадкова был подписан российско-аргентинский меморандум о завершении двусторонних переговоров в рамках присоединения России к ВТО. С российской стороны документ подписал заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев.
Теперь от вступления нашей страны в ВТО отделяет оформление договоренностей с тремя странами, но главным образом лишь с США. Поскольку, как уверен г-н Савельев, в случае договоренности с американцами «остальные переговоры пойдут легко» (в частности, с Австралией и Колумбией). В конце марта Вашингтон выдвинул, как говорят в российском руководстве, новые требования к России, обусловив их выполнением согласие на вступление России в ВТО. В США же говорят, что нерешенные вопросы не являются новыми: они не отличаются от тех, которые решены с другими странами, уже вступившими в ряды ВТО. Среди них -- требование о полном открытии российского банковского и страхового секторов, предусматривающее возможность создания в России прямых филиалов иностранных банков, снижение пошлин на зарубежную авиационную технику, более эффективная защита интеллектуальной собственности. Если с последним требованием США в России полностью согласны и принимают для его выполнения максимум мер, то первым двум решительно сопротивляются.
Подписание меморандума дало повод российской стороне заявить о важности для двусторонних торгово-экономических отношений дальнейших шагов Аргентины в направлении более глубокого включения России в мировую торговую систему. А именно -- о признании страной рыночного статуса российской экономики. Обладание подобным статусом автоматически ставило бы Россию в более выгодную позицию в случае проведения аргентинцами антидемпинговых расследований в отношении российских товаров.
«Мы терпеливо ожидаем, когда Аргентина признает российскую экономику в качестве рыночной. Это уже сделали даже те страны, с которыми переговоры о вступлении в ВТО шли значительно тяжелее, чем с вами», -- заявил Михаил Фрадков на встрече с вице-президентом Аргентины, председателем сената Даниэлем Сциоли. Отметим, что в ходе переговоров, в том числе с президентом Нестором Киршнером, и в последовавшем «подходе» к аргентинской и российской прессе премьер практически не пользовался услугами переводчиков, что не осталось незамеченным.
Впрочем, премьер скромно оценивает свои нынешние познания в испанском языке. «Я не могу похвастаться, что хорошо знаю испанский язык. Я его знал 27 лет назад (в то время г-н Фрадков работал во внешнеторговых организациях. -- Ред.) и считал, что хорошо. Сейчас убедился, что я его забыл», -- признался Михаил Фрадков журналистам.
Одно из требований США на переговорах по вступлению России в ВТО касается условий доступа американского мяса на российский рынок. Для Бразилии, официальный визит премьера в которую состоялся 4--6 апреля, а также для Аргентины вопросы поставки мяса в Россию вообще имеют жизненно важное значение. Причем если импорт из Бразилии был приостановлен российскими ветеринарами из-за угрозы ящура (в Бразилиа г-н Фрадков сообщил, что запрет снят с поставок мяса из одного из штатов, а также мяса птицы), то Аргентина ограничила вывоз мяса самостоятельно. Столь радикальным способом президент Нестор Киршнер пытается заставить мясопромышленников снизить цену на этот вид продовольствия внутри страны, чтобы сбить инфляцию, которая составила в 2005 году 12%, почти как в России, где было 10,9%. Кстати, в ходе встреч в Буэнос-Айресе стороны не раз отмечали схожесть экономических проблем, стоящих перед Россией и Аргентиной, например необходимость обеспечения высоких темпов экономического роста на фоне борьбы с инфляцией.
Запрет на экспорт мяса г-н Киршнер объявил 8 марта 2006 года на 180 дней. Сельхозпроизводители, понятно, встретили эти действия в штыки, но под угрозой многомиллионных убытков были вынуждены пойти на переговоры. Как раз во время визита г-на Фрадкова стало известно, что правительству и мясопромышленникам удалось договориться о снижении цен на мясо внутри страны на 20% и последующем возобновлении экспорта. Поэтому российская делегация не педалировала на переговорах эту тему, даже несмотря на то, что доля аргентинского мяса в общем объеме мясного импорта России достигла в 2005 году примерно 25%. «Меня проинформировали, что вопрос находится в стадии разрешения. Ситуация на внутреннем рынке Аргентины улучшается. Поэтому мы исходим из того, что обязательства по подписанным контрактам будут выполнены. Это нас устраивает», -- заявил Михаил Фрадков. В свою очередь заместитель министра экономического развития Виталий Савельев отметил: «На переговорах аргентинская сторона дала четко понять, что вернется к поставкам». Причем сделать это как можно быстрее выгодно самой Аргентине, поскольку ее место на российском рынке уже готовы занять другие поставщики. «Аргентина может потерять рынок. Предложений от других поставщиков достаточно», -- подтвердил г-н Савельев.
В ходе встречи в парламенте г-н Сциоли обратил внимание Михаила Фрадкова на то, что 40% аргентинских депутатов -- женщины (кто-то в российской делегации пошутил, что для того, чтобы «не отходя от кассы» танцевать аргентинское танго). Более того, женщинами являются министр экономики и даже министр обороны. Перемена темы воодушевила премьер-министра. Он пожалел, что в России не установлено на законодательном уровне обязательство по участию женщин в работе парламента. «В правительстве вообще ни одной женщины. Я как председатель правительства очень переживаю. Это серьезный недостаток, и его надо ближайшее время постараться исправить. В парламенте много женщин и деловых, и симпатичных», -- постоял за российских женщин во власти Михаил Фрадков.
Похоже, на атмосферу визита премьера в Аргентину совершенно не повлиял произошедший месяц назад скандал в Буэнос-Айресе с российским дипломатом Георгием Тодуа, который, по утверждению аргентинской прессы, управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, а когда его попытались остановить полицейские, оказал сопротивление. В результате драки г-н Тодуа и двое полицейских получили травмы. «Этот случай очень неприятный, он выходит за рамки правил и практики дипломатии. Понятно, что разбирательство приведет к определению истинных причин», -- заявил г-н Фрадков, отвечая на вопрос аргентинского журналиста. «Мне даже в голову не может прийти, что подобное может повториться в Аргентине, в России, в том числе по отношению к дипломатам других стран», -- сказал премьер. Аргентинские высокопоставленные лица, с которыми вел переговоры г-н Фрадков, предпочли вообще не комментировать этот вопрос.
В ходе визита в Аргентину, равно как и в Бразилию, прорывных договоренностей не последовало (договоренность по ВТО, зафиксированная в Буэнос-Айресе, была достигнута уже достаточно давно). На прорыв, впрочем, никто и не рассчитывал. «То, что планировали, сделать удалось», -- говорит источник в российской делегации. По его словам, не менее важно заявить о себе в Латинской Америке, расположить ее к себе. А подобные контакты в дальнейшем обязательно материализуются в крупные проекты, уверен чиновник.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Буэнос-Айрес