|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Православная труба
Россия, Болгария и Греция построят нефтепровод в обход Турции
Россия решила поддержать проект строительства нового нефтепровода Бургас--Александруполис, который должен связать болгарское побережье Черного моря с греческим побережьем Эгейского моря. Такой маршрут позволит российским и каспийским нефтяным компаниям избежать угрозы ограничения экспорта нефти через узкие турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, где уже было несколько опасных случаев слива нефти из танкеров.
Впервые о необходимости строительства трубы в обход Турции заговорили в середине 90-х годов, когда появились сведения о неиссякаемых запасах нефти в Каспийском регионе, а между Россией и Турцией началась борьба за варианты транспортировки будущей нефти.
Турция предлагает каспийским инвесторам построить нефтепровод из Азербайджана через Грузию до турецкого порта Джейхан (проект Баку--Джейхан), а Россия настаивает на использовании существующей трубы Баку--Новороссийск и нефтепровода Тенгиз--Новороссийск (проект КТК), который начнет работать в полную силу до конца этого года.
Одним из недостатков российского варианта является постоянная угроза Турции, недовольной успехами соседа, ограничить пропуск танкеров с нефтью и нефтепродуктами через свои проливы, навигация по которым очень сложна. Уже сейчас турки жалуются, что бесконечный поток танкеров через Босфор, на берегу которого расположен многомиллионный Стамбул, представляет собой экологическую угрозу.
С увеличением мощности новороссийского порта эта угроза, по их мнению, многократно возрастет. Впрочем, неизвестно, до какой степени разговоры об экологии прикрывают турецкие политические интересы. «Для решения этой проблемы достаточно поставить современную систему навигации и контроля за проходом судов», -- утверждает вице-президент КТК Анатолий Шаталов. По его словам, такая работа ведется.
Тем не менее нефтяные компании уже рассматривают варианты строительства трубы в обход Турции: Болгария--Албания, Болгария--Греция, Румыния--Италия. Россия, похоже, выбрала болгарско-греческий вариант.
«Работа над этим проектом началась в 1994 году и никогда полностью не останавливалась», -- сказал газете «Время новостей» министр энергетики Игорь Юсуфов, которому от имени правительства РФ предстоит подписать в октябре-ноябре трехсторонний межправительственный меморандум, дающий проекту политическую поддержку.
Широкая презентация проекта для вероятных участников будущей «международной компании по строительству и эксплуатации нефтепровода» ожидается до конца 2001 или в начале 2002 года, когда немецкая фирма Ilf Consulting завершит разработку технико-экономического обоснования. Утверждать эти обоснования будет трехсторонний рабочий комитет, созданный в сентябре 2000 года с участием российских компаний ЮКОС и «Стройтрансгаз». В качестве наблюдателя в комитет входит и казахстанская компания «Казтрансойл».
Как сообщили в Минэнерго, по предварительным оценкам, стоимость строительства нефтепровода протяженностью около 300 км обойдется в 700 млн евро. Мощность трубы первые пять лет будет составлять 15 млн т в год, а затем увеличится до 24 млн т на втором этапе и до 35 млн т на третьем.
Прогресс с реализацией российско-болгарско-греческого проекта значительно повышает шансы российских нефтяных компаний ЮКОС и ЛУКОЙЛ на победу в проходящем сейчас приватизационном тендере по продаже 30% акций крупнейшей греческой компании Hellenic Petroleum.
Однако, как сообщает греческая пресса, в проекте есть и трудности. Болгарское правительство до сих пор считало греческий вариант «нежизнеспособным» и поддерживало американскую идею строительства более дорогого и протяженного нефтепровода Болгария--Македония--Албания (Бургас--Влоре).
Греки надеются, что эта позиция изменилась после прихода к власти в Болгарии бывшего царя Симеона. Ответ будет дан на ближайшем, октябрьском, заседании рабочего комитета, которое пройдет как раз в болгарской столице Софии.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ