|
|
N°64, 13 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взаимовыгодное сотрудничество
Возродится ли российское станкостроение?
Объединить предприятия российского машиностроения и станкостроения в федеральную общественную организацию предложил глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов. Новая организация -- Российский союз машиностроителей -- должна помочь отрасли повысить эффективность ее работы и создать условия для развития.
Необходимость такого шага назрела уже давно. Сегодня некогда мощнейшая отрасль национальной экономики переживает далеко не лучшие времена, фактически речь идет о стагнации. Согласно «инерционному» прогнозу развития МЭРТ РФ, объемы экспорта продукции российского машиностроения к 2009 году будут составлять порядка 15 млрд долл. в год, что практически не отличается от показателя 2004 года.
Особенно проблемная ситуация сложилась в сфере отечественного станкостроения. Несмотря на то что в 2005 году станкостроение в отдельные периоды демонстрировало достаточно высокие показатели, в конечном итоге оно оказывалось одной из немногих машиностроительных отраслей, где годовой результат был отрицательным.
Проблема усугубляется тем, что в стране отсутствует государственная программа поддержки и развития станкостроения. Отрасль, которая не включена в число национальных приоритетов, фактически предоставлена сама себе и планомерно сдает позиции. По мнению экспертов, если не будут предприняты радикальные шаги к ее оздоровлению, спад производства в российском станкостроении может приобрести необратимый характер.
Вместе с тем на общем негативном фоне есть и позитивные примеры. К их числу относится подмосковный Коломенский завод тяжелого станкостроения (КЗТС). Сегодня КЗТС динамично развивается, делая ставку на тесное сотрудничество с российскими металлургами, в частности с предприятиями трубной промышленности. Трубная отрасль сегодня переживает бурный период модернизации и нуждается в обновлении технологического парка. КЗТС не только предлагает своим партнерам новое оборудование (гидравлические прессы, гидромеханические экспандеры для калибровки и т.д.), но и производит реконструкцию уже имеющихся у трубников производств.
Одним из основных партнеров коломенского завода сегодня является Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ). Более тесно предприятия стали сотрудничать в 2004 году, когда в преддверии начала строительства стратегического нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) перед ЧТПЗ встал вопрос, кому доверить модернизацию действующего стана по производству труб диаметром 1020--1220 мм, необходимую для участия в проекте. Рассматривая различные варианты, челябинские трубники сделали выбор в пользу КЗТС, который в качестве решения предложил полную реконструкцию пресса окончательной формовки. Такой шаг вызвал неоднозначную реакцию ряда экспертов даже в самих компаниях. Однако несмотря на сложности процессов монтажа и особенно освоения нового оборудования, когда приходилось буквально на месте корректировать работу пресса, в прошлом году на ЧТПЗ был начат выпуск электросварных труб диаметром 1067--1220 мм с толщиной стенки 22 мм.
Окончательную эффективность решения руководства ЧТПЗ, по мнению аналитика ИК «Солид» Игоря Нуждина, можно будет оценить лишь тогда, когда модернизированный стан начнет поточно выдавать конечную продукцию для ВСТО.
Подобные примеры сотрудничества трубников и станкостроителей сегодня скорее исключение. Отечественному станкостроению понадобится еще немало усилий и времени, чтобы доказать свою жизнеспособность и заслужить доверие российской промышленности. Возможно, под эгидой Российского союза машиностроителей это получится более успешно.
Размещено в газете под рубрикой "Новости компаний"
Николай ПЕТРОВ