|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Русь» не пускают в небо
Государственная служба гражданской авиации Минтранса России уведомила вчера руководство авиакомпании «Русь» об отзыве у нее летного сертификата, дающего право эксплуатировать самолеты. Причина -- результаты расследования катастрофы Ил-76, принадлежавшего «Руси» и разбившегося на подмосковном аэродроме Чкаловский 14 июля. Эксперты решили, что авиакомпания допустила слишком много нарушений при подготовке рокового рейса.
По сути, это решение означает закрытие одного из крупнейших российских авиапредприятий. «Русь» входила в пятерку ведущих компаний по объемам грузовых перевозок и лидировала по количеству собственных самолетов. Как юридическое лицо «Русь» будет существовать, но теперь она, судя по всему, никогда уже не сможет поднимать свои самолеты в воздух. Как показывает практика, в подобных случаях добиться возврата лицензии не удавалось еще ни одной авиакомпании. Впрочем, в самой «Руси» пока хоронить свой бизнес не торопятся и намерены отсудить у Минтранса право летать.
Несколько недель назад, как уже сообщала газета «Время новостей», руководство «Руси» одержало моральную победу над руководством ГСГА, через суд добившись признания незаконным введенного после катастрофы временного запрета на полеты машин компании. Исполнять, правда, то решение суда Минтранс не стал и подал кассацию в вышестоящую инстанцию.
В нынешней тяжбе позиции сторон диаметрально противоположны. Минтранс и эксперты госкомиссии считают, что на разбившемся самолете был нарушен целый ряд элементарных норм безопасности. Во-первых, лайнер оказался перегружен на 15 тонн. Во-вторых, по мнению экспертов, экипаж самолета допустил при взлете несколько оплошностей. Управлявший машиной командир экипажа Виктор Бойко при взлете совершил техническую ошибку, которая привела к снижению траектории полета и столкновению лайнера с вершинами сосен. Действия командира не контролировались, как это положено, вторым пилотом, а штурман не вел контроль за высотой полета. Кроме того, комиссия установила, что потерпевший катастрофу самолет не имел всей необходимой технической документации, подтверждающей возможность его эксплуатации.
Представители же авиакомпании утверждают, что на самом деле никакого перегруза самолета (этот фактор считается решающим в аварии) не было, а во всем виновато неудобное расположение взлетно-посадочной полосы. Кроме того, руководство «Руси» считает, что сама процедура отзыва лицензии была незаконна, поскольку Минтранс не провел, как того требуют Федеральные авиационные правила, инспекционную проверку авиакомпании.
Чью сторону примет суд, пока предсказать никто не решается. Однако очевидно, что даже если «Русь» сможет чего-то добиться, то большой ценой -- каждый день простоя, по признанию сотрудников компании, обходится им в несколько сот тысяч долларов. Чтобы расплатиться с долгами, компания, по имеющейся информации, на днях вынуждена была продать один Ту-154.
Александр РАСКИН