|
|
N°60, 07 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожный чек
Законопроект о повышении штрафов для водителей рекомендован к первому чтению
Увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения да и вообще ужесточение ответственности водителей за поведение на дорогах теперь лишь вопрос времени. Причем самого ближайшего. Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме был одобрен законопроект, вносящий поправки в главу 12 административного кодекса РФ. Документ, подготовленный депутатами «Единой России» с подачи ГИБДД, уже рекомендован к первому чтению. А поскольку требования повысить безопасность на дорогах исходили лично от президента Владимира Путина, можно предположить, что эти поправки очень скоро появятся в повестке пленарного заседания нижней палаты.
Один из авторов законопроекта, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин объяснял вчера насущную необходимость правки административного кодекса заботой о национальной безопасности страны, которой, по его мнению, угрожает рост количества дорожно-транспортных происшествий. «В результате ДТП ежегодно погибает около 34 тыс. россиян. И до 80% этих происшествий происходят из-за невыполнения правил дорожного движения», -- огласил он любезно предоставленную автоинспекцией статистику.
Бороться с нарушением правил г-н Плигин призывает не только за счет увеличения штрафов (оговоренные в действующем кодексе санкции, на его взгляд, «не играют превентивной роли»), но и восстановив балльную систему учета правонарушений. «Нужно знать историю лица, который совершает эти правонарушения», -- пояснил депутат. Правда, по мнению Владимира Плигина, полного возврата к упраздненным талонам нарушений не будет. «Я думаю, это будет электронная система учета с возможностью погашения баллов через определенный срок», -- пояснил депутат. Да и фиксировать авторы предлагают лишь «наиболее вопиющие правонарушения».
Предложения ужесточить штрафы, как и следовало ожидать, поддержали представители ГИБДД и Министерства транспорта. Об этом на слушаниях заявили начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов и статс-секретарь, заместитель министра транспорта Сергей Аристов. Правда, как выяснилось, в Минтрансе поддерживают любые меры профилактики ДТП, в том числе и не описанные в кодексе и не нравящиеся автоинспекторам. Например, традицию предупреждать встречных водителей о «засадах» на трассе сигналами дальнего света. «Мигайте, коллеги, это тоже помогает», -- призвал г-н Аристов. По его словам, такое «мигание» позволяет снизить аварийность на достаточно длинном участке дороги, поскольку водители сбрасывают скорость.
Примечательно, что в целом против законопроекта не возражали и защитники прав автомобилистов. Депутат Госдумы и президент Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин лишь предлагает немного сместить акценты. «Общество за ужесточение ответственности тех, кто нарушает правила, но это должно распространяться на всех, и на номенклатурных водителей. И ответственность должна быть неотвратима», -- сказал он. У г-на Похмелкина не вызвала возражений и сама тенденция к ужесточению штрафов. Потому что штраф, например, за проезд на красный свет в 100 руб., по его мнению, не оказывает должного воспитательного эффекта. Однако в отличие от г-на Плигина президент ДАР считает, что параллельно с ужесточением наказаний «должны быть ужесточены и меры по предупреждению коррупции».
«Да, столкнулись две позиции, но мне кажется, этот тот случай, когда может родиться компромисс, -- заявил Виктор Похмелкин «Времени новостей». -- Участники слушаний сошлись на том, что усиления ответственности за нарушения, повлекшие тяжелые последствия, необходимы».
В такой ситуации закон имеет все шансы быстро миновать Госдуму. Однако у водителей все же сохраняется надежда на то, что не все предлагаемые Владимиром Плигиным и его единомышленниками цифры (а размеры штрафов, по его мнению, должны вырасти в десять раз, да и количество «лишенческих» статей увеличится) дойдут до последнего чтения. «Насчет конкретных цифр обязательно будут споры, и этот документ подвергнется существенной переработке, -- считает Виктор Похмелкин. -- Но мне кажется, гораздо важнее договориться насчет принципиальной позиции. В частности, о том, что должны усиливаться гарантии участников движения от произвола инспекторов ГИБДД на дорогах».
Ирина БЕЛАШЕВА