|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ждем важных договоренностей»
Отношения между Россией и ЕС корреспонденту газеты «Время новостей» Екатерине ЛАБЕЦКОЙ комментирует Иван ИВАНОВ, замдиректора Института Европы РАН, занимавший до последнего времени должность замминистра иностранных дел России по экономике.
-- Вы ожидаете от саммита «прорывов»?
-- Мы предлагали отказаться от объемного единого коммюнике, ведь основное время уходит обычно на спор о словах в тексте. Вместо этого мы предложили принять ряд конкретных рекомендаций по политическому и энергетическому диалогу, антитерроризму, сотрудничеству в сфере науки и техники и т.д. Но партнеры предпочли традиционное общее коммюнике. Тем не менее можно ожидать важных договоренностей по борьбе с международным терроризмом. Саммит выдаст мандат Группе высокого уровня на изучение возможностей формирования «общего европейского экономического пространства». Энергодиалог перейдет на уровень уже не экспертов, а официальных представителей. Наконец, мы предлагаем начать такой же обмен мнениями по углубленному сотрудничеству в сфере науки и техники и активизировать консультации по учету интересов России при расширении ЕС. Без продвижения по этим направлениям динамика развития отношений России и ЕС будет отставать от прогресса в нашем сотрудничестве по другим азимутам -- с Азией, СНГ, США.
-- На почве противостояния международному терроризму наблюдается явное политическое сближение России с Западом. Ждете ли вы существенного улучшения отношений с ЕС в торгово-экономической сфере?
-- Без этого вообще бесполезно рассуждать об «общем европейском экономическом пространстве». «Лакмусовой бумажкой» серьезности намерений ЕС в области торгово-экономических отношений был бы учет Евросоюзом наших законных интересов при его расширении на восток. Что касается ВТО, то в интересах самого ЕС обеспечить прием в него России на таких условиях, чтобы и после нашего присоединения к этой организации остаться на позициях крупнейшего торгового партнера нашей страны.
-- Европейцы постоянно говорят о поддержке вступления России в ВТО. В чем она проявляется?
-- Речь идет о политической поддержке. На уровне конкретных коммерческих переговоров с ЕС пока сохраняется пауза. Отчасти это объяснимо, ведь речь идет о переговорах по многим сотням товаров и многим десяткам услуг, обращающихся в торговле Россия--ЕС. Но верно и то, что за уступки по ВТО ЕС ожидает от России своеобразной «доплаты». Это опережающий ввод в действие наших обязательств, принятие условий вступления, которые не являются обязательными и т.п. Мы же -- за вступление в ВТО на стандартных условиях с учетом специфики России.
-- Одним из наиболее перспективных направлений российско-европейского сотрудничества считается энергодиалог, стартовавший в 2000 году. Каковы первые результаты?
-- Пока готов совместный доклад по экспертному этапу энергодиалога. Россию признают ближайшим, надежным и перспективным источником энергии для ЕС, зависимость которого от нашего импорта возрастет до 70% в 2020 году, и потому Евросоюз не планирует вводить ограничения или лимиты на ее поставки из нашей страны. Россия также согласна наращивать поставки в обмен на европейские инвестиции и передачу технологий в российский энергосектор, свободу транзита энергии через промежуточные страны. Под энергией мы понимаем не только первичные энергоносители (нефть, газ), но и электричество, ядерное топливо, нефтепродукты, нефтехимикаты и иные энергоемкие товары. Из конкретных проектов в докладе упоминается польский участок нового газопровода Ямал--Европа. Имеется в виду и прокладка газопровода от Штокманского месторождения на Баренцевом море через Финляндию и Балтику на Западную Европу с веткой на Калининград.
-- Калининград фигурирует в повестке дня всех переговоров ЕС--Россия. Чего удалось добиться?
-- Мы еще в феврале проинформировали Брюссель о тех проблемах, которые волнуют нас в связи с окружением Калининградской области территорией Евросоюза. Конкретно речь шла об энергообеспечении области, о визовом режиме для ее жителей после перехода Польши, Литвы и Латвии на Шенгенские правила и свободе транзита между областью и основной Россией, а также вопросах рыболовства. Проблему энергообеспечения мы решим, видимо, самостоятельно, построив в области вторую ТЭЦ. Вопросы рыболовства решатся в рамках нового соглашения Россия--ЕС. Проведены первые консультации по транспорту и транзиту. Но наиболее «горящей» темой являются визы. Для сохранения приграничного сотрудничества жители области должны иметь льготный визовый режим для посещений приграничных стран ЕС и наоборот. Консультации намечены на октябрь.
-- Европа весьма озабочена обеспечением ядерной безопасности в России в рамках соглашения по Многосторонней ядерной экологической программе для России (МНЭПР). Европейцы собирались подписать его еще на прошлом саммите. В чем загвоздка?
-- Остаются несогласованными вопросы налогообложения иностранных специалистов на территории России и гражданской ответственности за их действия, способные нанести ущерб. ЕС требует для своих специалистов, которые будут работать в рамках программы, налоговых льгот в несколько большем объеме, чем предусматривает международное право. Но главным остается вопрос о гражданской ответственности, от которого партнеры уходят. Это неприемлемо -- представьте себе ситуацию, когда иностранный эксперт ошибется, устроит нам «мини-Чернобыль», а платить за это придется самой России. Так что МНЭПР нам нужен, но не любой ценой.
Беседовала Екатерина ЛАБЕЦКАЯ