|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На общих основаниях
На день вступления в ВТО ни одна пошлина снижена не будет
Владимир Путин заявил вчера в Брюсселе, что Россия «будет вступать во Всемирную торговую организацию только на общих условиях и не согласна с предъявлением к ней требований, которые ни к кому больше не предъявляются». Г-ну Путину не нравится, что от России требуют подправить свои законы «под ВТО» еще до вступления в организацию. По мнению президента, для преодоления такого политического подхода «необходимо политическое решение».
Тем временем работа по вступлению России в ВТО продолжается. В конце прошлой недели в Женеве закончился очередной раунд двусторонних переговоров, посвященных доступу на российский рынок иностранных товаров (переговоры по тарифам). Об их результатах корреспонденту газеты «Время новостей» Ольге АНТОНОВОЙ рассказал глава департамента внешнеторговой деятельности МЭРТ Андрей КУШНИРЕНКО.
-- Что такое переговоры по тарифам?
-- Это одна из четырех составляющих переговорного процесса. Переговоры по тарифам тоже состоят из нескольких элементов. Самый важный -- уровень пошлин. Есть и другие: условия таможенного администрирования, система технических мер, стандартизация, сертификация и т.д. Но основной и наиболее сложный элемент -- именно переговоры о величине таможенных ставок, которые Россия может использовать после присоединения к ВТО.
-- На каком этапе находятся переговоры?
-- Они достаточно быстро продвигаются к заключительной стадии. Но это не значит, что она будет короткой или простой. Возможно, как раз тут и возникнут сложности. Под конец переговоров остается небольшой список товаров, ставки по которым надо согласовывать. Именно они наиболее принципиальны как для партнеров, так и для нас. Тем не менее с основной массой стран, ведущих торговых партнеров России, переговоры идут быстро и успешно, приближаясь к стадии, когда на столе у переговорщиков остаются по три-четыре ключевых позиции.
Прошедшие в Женеве переговоры стали серьезным шагом вперед. Мы вели переговоры с 14 странами (в частности США, Австралией, Новой Зеландией, Индией), и это все очень непростые партнеры. Договориться удалось со многими. В Женеве были представлены и страны, недавно вступившие в ВТО -- Литва, Латвия, также желающие войти в рабочую группу, -- с ними работу надо начинать заново. Но со «старыми» партнерами мы добились серьезного прогресса: 70--80% согласованных позиций. Важен и определенный прорыв в переговорах с США.
-- Их позиция изменилась?
-- Да, и в позитивную сторону. США оценили предложенный нами уровень пошлин в основном как приемлемый. Основная проблема была в том, что весь их запрос, состоявший примерно из 5--6 тыс. тарифных требований, состоял из двух частей. 1 тыс. позиций -- это товары, представляющие непосредственный коммерческий интерес. Основная же часть -- так называемые секторальные инициативы (СИ), предусматривающие беспошлинную торговлю товарами, включенными в эти соглашения. Подписание этих соглашений для вступления в ВТО необязательно, но США, как и другие страны, требуют соблюдать СИ от всех присоединяющихся стран. И по фискальным соображениям, и ради защиты своего производителя мы не рассматриваем присоединение к секторальным инициативам как обязательное условие вступления в ВТО. Но при этом, в процессе переговоров, готовы к снижению пошлин на товары, импорт которых выгоден и не бьет по нашим производителям. То есть соответствующих соглашений мы не подписываем, но можем довольно сильно приблизиться к условиям СИ.
-- Как вы будете договариваться?
-- Мы предложили, в частности, уменьшение пошлин на компьютеры, комплектующие, оборудование для производства полупроводников и т.д. Готовы подумать о том, чтобы по медицинскому и научному оборудованию пошлины были не выше 5%. Возможно постепенное снижение пошлин на часть химической продукции в течение трех лет до уровня 6,5%. Основной же наш принцип заключается в том, что на день вступления в ВТО ни одна пошлина снижена не будет. Но потом, через год, три, пять лет, мы можем их постепенно снижать. Это позволит нам адаптировать нашу экономику к новым условиям мировой торговли.
Наша позиция была достаточно высоко оценена американцами. Сейчас США сосредоточились на товарах, представляющих коммерческий интерес. Это отдельные виды лекарств, изделия из бумаги, химическая продукция, изделия из цветных металлов, изделия машиностроения и т.д. Мы же готовы конструктивно рассмотреть запросы, за которыми стоят реальные коммерческие интересы наших партнеров. В итоге на российско-американских переговорах сейчас можно сосредоточиться на 500--700 ключевых товарах (вместо 5--6 тыс., как было ранее).
-- Повлияла ли на США позиция России после терактов?
-- Важно не то, почему произошли эти подвижки в позиции США, а то, что они произошли, и мы можем достаточно быстро двигаться дальше.
-- А как идут переговоры с другими странами?
-- В принципе успешно, в частности это касается Австралии, Коста-Рики, Болгарии, Словении и др. Литва только вступила в переговоры, но нам уже удалось выйти на прагматичные коммерческие темы. Думаю, что переговоры пойдут успешно.
-- Появятся ли у нас новые партнеры?
-- Да, конечно, в январе может присоединиться Китай.
-- Когда можно ожидать завершения переговоров?
-- В середине января, в ходе заседания следующей группы мы могли бы подписать двусторонние соглашения по тарифам с 10--12 странами.
-- ЕС и США входят в их число?
-- Думаю, нет. Они как крупнейшие наши партнеры хотели бы увидеть всю картину в целом -- как у нас обстоят дела с таможенным законодательством, сертификацией и т.д. В основном же тарифные переговоры могут быть завершены к июлю 2002 года.
-- Для каких товаров мы не хотим открывать свой рынок?
-- Это стандартные для любой страны сельхозпродукты: мясо, зерно, мука, мясопродукты, сливочное масло. Тут большой разрыв между нашими предложениями и пожеланиями партнеров. Кроме того, необходимо четко понять, какова должна быть степень защиты лекарств, шин. Однозначно будем защищать изделия из дерева, от оконных рам до мебели. Нашим производителям необходимо шесть лет для адаптации к конкуренции, и мы будем на этом настаивать. Хотим сохранить на нынешнем уровне полуфабрикаты и готовые изделия из цветных металлов. Непростая ситуация и по некоторым видам изделий из черных металлов. Еще более сложный вопрос по автомобилям. Пока не определено, насколько мы готовы открыть этот весьма аппетитный для наших партнеров рынок.
-- Как будут приниматься эти решения?
-- Иногда позицию можно согласовать с производителями и на этой основе защищать ту или иную ставку. Когда затронуты наиболее серьезные позиции, необходимы межведомственные согласования. Бывают, и достаточно часто, случаи, как например с автомобилями, авиационной техникой, когда вопрос выносится на правительство. Но в целом наша делегация строго руководствуется директивами правительства.
-- Какое влияние на переговоры оказали региональные конференции «Бизнес-ВТО», как российские предприниматели относятся к вступлению России в ВТО?
-- Эти форумы оказали очень большое влияние на нашу позицию. Мы убедились, что производители не против вступления в ВТО, при этом они хотят четко понимать, как это отразится на работе их отраслей, и требуют учета их интересов на переговорах. Представители региональных властей поднимали более сложные проблемы: как присоединение к организации отразится на жизни граждан. Смогут ли власти после вступления оказывать поддержку отдельным секторам своей экономики, предоставлять отдельные льготы и т.д. Разумеется, все высказанные предложения в той или иной степени отразились на нашей переговорной позиции.
Беседовала Ольга АНТОНОВА