|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сойдут и на крыльях кресты
Швейцарская Swissair выкопала могилу себе и бельгийской Sabena
Вчера в полдень прекратила полеты знаменитая швейцарская авиакомпания Swissair, возникшая в 1931 году и ставшая в мире символом высочайших стандартов безопасности и обслуживания. Она стала первой настоящей жертвой кризиса авиаперевозок, разразившегося после терактов в США. В понедельник на основании закона о банкротстве Swissair попросила о защите от исков кредиторов. Они, однако, сочувствия не проявили. Пассажирам в аэропорту Цюриха вчера объявили, что поставщики отказали компании в снабжении топливом. Рейсы из Цюриха и Женевы были заблокированы в лондонском аэропорту Хитроу из-за долга в 440 тыс. долларов.
Правительство Швейцарии помочь авиаторам отказалось. Swissair заявила о передаче своих прибыльных рейсов (их примерно две трети) дочерней компании Crossair, 70% акций которой намерены приобрести два ведущих банка UBS и Credit Suisse. Впереди компанию ждет сокращение персонала на 2,5 тыс. человек и парка самолетов на 24 машины, после чего в Европе появится новая и, как предполагается, прибыльная компания Swiss Airlines. В прошлом году Swissair потеряла 1,79 млрд долл., а общий размер долгов превысил 9 млрд долларов. Теракты в США стали катализатором приближавшегося краха, похоронив план реструктуризации долгов и активов компании. Эксперты полагают, что все последнее десятилетие Swissair планомерно копала себе могилу, поставив амбициозную цель превратиться в крупнейший авиаконгломерат мира.
Swissair купила слишком много ненужных акций -- 49,5% акций бельгийской компании Sabena, 49,9% -- немецкого чартерного перевозчика LTU, 20% -- южноафриканской SAA, 49,79% -- итальянской Volare и 37,6% -- польской LOT. Спад на рынке авиаперевозок многократно обесценил эти активы, владение которыми сулит швейцарцам крупные неприятности. Бельгийское правительство, которому принадлежит 50,5% акций компании Sabena, грозит судебными исками против Swissair, Crossair и «вовлеченных» банков. Брюссель обвинил швейцарскую компанию в «возмутительном нарушении» августовского соглашения с бельгийским правительством о реструктуризации Sabena, предполагавшего вливание 390 млн долл., 60% которых должна была предоставить Swissair. Первые 100 млн из этих денег должны были поступить сегодня, но, судя по всему, не поступят уже никогда. Бельгийско-швейцарская «воздушная война» может привести к тому, что уже на следующей неделе банкротом окажется Sabena, тогда как иски бельгийских властей парализуют переговоры Swissair с банками и кредиторами. Последнее будет означать, что застрявшие пассажиры Swissair еще долго не смогут подняться в воздух по своим билетам.
Александр ТИМОФЕЕВ