|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Имя его неизвестно
Будущий противник США подрастает в Азии
Американские военные определились с друзьями, врагами и угрозами на ближайшие четыре года. В только что вышедшем докладе Пентагона главной задачей вооруженных сил названа защита территории США от неожиданных нападений, подобных терактам 11 сентября. Хотя документ был в спешном порядке подправлен и дополнен в свете последних событий, из него явно следует, что революции в восприятии мира американскими генералами не случилось. И хотя будущий противник США по имени не назван, намек на Китай вполне прозрачен.
По словам министра обороны Дональда Рамсфелда, эпохе «ложной экономии» пришел конец, ибо в свете сентябрьской трагедии у нации появилась «новая перспектива в вопросе о том, сколько страна может потратить на свою оборону». Соответственно, кардинальных изменений и сокращений, о возможности которых много говорили еще летом, в армии не будет. Напротив, военные собираются просить увеличить ассигнования на закупку новых вооружений с нынешних 60 до 100--110 млрд долл. в год.
Пентагоновцы пришли к выводу, что в Европе (кроме Балкан) воцарился мир, в условиях которого страны Центральной Европы все больше интегрируются с Западом в политике и экономике. По поводу России в разделе «Текущие геополитические тенденции» сказано мало и как-то двусмысленно. С одной стороны, признана возможность сотрудничества. Ведь, как полагают в Пентагоне, Москва разделяет озабоченность США уязвимостью перед баллистическими ракетами региональных агрессоров (это те, кого еще недавно именовали «странами-изгоями»), а также опасностью случайного или несанкционированного использования стратегического оружия и международным терроризмом. «Но в то же время Россия преследует ряд политических целей, противоречащих интересам США».
Последнюю фразу можно толковать по-разному. Получается, что бурное антитеррористическое сближение Москвы и Вашингтона так и не смогло перевести Кремль в категорию друзей Белого Дома. Хорошо, однако, уже то, что точки взаимопонимания между Россией и США в стратегической сфере прописаны в документе подробно, а расхождения -- нет. Это делает упрек в адрес Москвы абстрактным и расплывчатым. Приглушенно звучит и самая горячая тема недавнего прошлого -- национальная ПРО США. Американские военные от развертывания не отказываются, но и не выставляют ПРО в качестве главного инструмента обеспечения безопасности страны.
ПРО фигурирует всего лишь как одна из составляющих системы защиты, не превосходящая по важности, например, разведку.
В программном предисловии г-на Рамсфелда подчеркивается: «Мы не можем и не будет знать точно, где и когда интересы Америки будут под угрозой, когда Америка будет атакована, или когда американцы погибнут в результате агрессии. Мы можем знать тенденции, но не события». Из этого вытекает главная задача -- наращивание разведывательного потенциала и подготовка армии к враждебным сюрпризам неопределенного свойства. Если раньше в основе военного планирования лежал «учет угрозы» со стороны конкретного потенциального противника, то теперь его сменит «учет возможностей» некоего среднестатистического противника, которым может оказаться кто угодно.
Хотя конкретный противник в документе не указан, достаточно четко обозначена часть света, откуда вероятнее всего будут исходить угрозы Америке. Это Азия, точнее -- «прибрежный регион, простирающийся от юга Японии через Австралию до Бенгальского залива». США не ожидают, что где-либо в мире возникнет равный им по силам конкурент, однако Пентагон признает возможность появления именно в азиатском регионе «военного соперника с мощной ресурсной базой». Нетрудно догадаться, что это прямой намек на Китай. Половинчатый ответ Пекина на призыв США подключиться к борьбе с терроризмом, судя по всему, только подтвердил уверенность Джорджа Буша в том, что КНР не партнер, а соперник Америки. Исходя из этого, Пентагон планирует усилить присутствие в западной части Тихого океана своих авианосных групп, разместить там дополнительно три-четыре корабля основных классов и подлодки с крылатыми ракетами. На ВВС возложена задача создания еще более развитой структуры снабжения и обслуживания от Тихого океана до Персидского залива.
Александр ЛОМАНОВ