|
|
N°58, 05 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мегапроекты за мегаденьги
Инвестпрограмма «Газпрома» резко увеличивается
Зампреды правления «Газпрома» Александр Рязанов и Александр Медведев вчера озвучили стоимость двух приоритетных мегапроектов компании. Первая фаза разработки Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с ежегодной добычей 22,5 млрд кубометров газа в течение 40 лет и строительством завода по сжижению газа производительность 15 млн тонн обойдется в 12--14 млрд долл., сообщил г-н Рязанов. Г-н Медведев, в свою очередь, впервые назвал стоимость сухопутной части Северо-Европейского газопровода -- 6 млрд долл. (впрочем, эта сумма на днях уже указывалась представителями бюджетного комитета Германии в связи со скандалом, связанным с намерением бывшего немецкого правительства предоставить гарантии по кредиту «Газпрому» для строительства этого участка СЕГ). С учетом уже объявленной ранее сметы участка по дну Балтийского моря проект с конечной точкой в Германии будет стоить не менее 10,5 млрд долл. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер оценивал создание балтийского коридора по экспорту газа до Великобритании лишь в 5,7 млрд долларов.
Оба проекта планируется осуществить к 2011--2012 гг., а значит, большая часть инвестиций общим объемом 25 млрд долл. должна быть вложена в ближайшие пять--шесть лет. В то же время программа капитальных вложений «Газпрома» и так бьет все рекорды -- только в этом году предусмотрены расходы в размере 10 млрд долл. Новые проекты, похоже, выведут инвестиционные потребности газового монополиста, как принято говорить, «на качественно новый уровень».
Протяженность наземной трассы СЕГ от Грязовца до Выборга составляет всего 917 км. В итоге 1 км трубопровода в двухниточном исполнении с учетом компрессорных станций обойдется монополии в 6,5 млн долл. Для сравнения: трубопровод по дну моря длиной 1200 км, которую построит совместная компания «Газпрома», E.ON и BASF, будет стоить почти в полтора раза дешевле -- около 3,7 млн долл. за километр.
В «Газпроме» разницу объяснили необходимостью комплексного развития газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры в Северо-Западном регионе. «Строительство сухопутного участка СЕГ позволяет решить не только текущие, но и стратегические задачи по развитию газотранспортной системы страны. Включая проекты, связанные с газификацией Вологодской и Ленинградской областей, а также Санкт-Петербурга», -- объяснили в пресс-службе концерна.
Кроме того, на стоимости проекта сказываются сложные географические условия пролегания новой трассы (болота и озера), что, скорее всего, не особо учитывалось при первоначальных оценках. А также стоимость семи компрессорных станций, последняя из которых на берегу Балтийского моря, по словам начальника департамента транспортировки газа «Газпрома» Богдана Будзуляка, обойдется примерно в полмиллиарда долларов (цена обычной станции не превышает 100 млн долларов).
Мощность Северо-Европейского газопровода запланирована в 55 млрд кубометров в год. По словам г-на Медведева, 27,5 млрд кубометров газа, которые планируется поставлять по первой нитке, уже практически распределены между потенциальными покупателями. Совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall -- Wingas -- уже законтрактовало поставки 9 млрд кубометров в год. С E.ON Ruhrgas и некоторыми другими европейскими партнерами коммерческие переговоры находятся на завершающей стадии.
Алексей ГРИВАЧ