|
|
N°181, 03 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фильмов будет много
Государство снова сажает кино на казенный кошт
Вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошло довольно странное мероприятие. Темой пресс-конференции, в которой приняли участие Сергей Лазарук -- один из руководителей службы кинематографии при Минкульте РФ, Алексей Учитель -- режиссер, Даниил Дондурей -- киновед, социолог, один из основных экспертов в области развития киноотрасли, и Андрей Нещадин -- исполнительный директор Экспертного института, стало выживание российского кино. Сергей Лазарук озвучил планы Минкульта. Поскольку повлиять на решение правительства об отмене налоговых льгот с денег, направленных на кинопроизводство, кинематографистам не удалось, для утешения отечественной киноотрасли ей в два с лишним раза увеличили объем финансирования. Из бюджета в 1 млрд 26 млн рублей на игровые фильмы уйдет 760 млн, из них 530 -- на новые проекты: на пять короткометражных дебютов будет выделено по 100 тысяч долларов каждому, на тридцать пять полнометражных фильмов -- примерно по 300 тысяч, еще четыре национальных хита получат бюджет от 850 до миллиона долларов. Есть еще намерения совместно с РТР переделывать сериалы в фильмы. На круг набирается 62 картины (в прошлом году было около сорока). Таковы планы, а как получится на деле -- время покажет. Миллион долларов решено выделить для общеевропейского проекта режиссера Тео Ангелополуса. Съемки фильма о греческой диаспоре, разбросанной по миру, начнутся уже в октябре, но до России очередь дойдет к марту. Еще один совместный проект той же стоимости находится в стадии разработки. В нем тоже речь пойдет об этнических проблемах, но снимать его намерен Питер Гринуэй.
В сущности, совместные проекты и были основным блюдом вчерашней встречи. Режиссер Алексей Учитель изложил свой проект, к участию в котором он приглашает государство. Сценарий про публичный дом, созданный решением советских властей для моряков-союзников из Полярного конвоя, заинтересовал американских продюсеров. Но условием стало участие российской стороны. Грядущая отмена льгот не способствует поиску партнеров среди частного бизнеса: прибыли отечественные картины не приносят. Приходится просить помощи у государства.
Государство же со своей стороны намерено обеспечить создаваемой сейчас госсистеме проката массив отечественных фильмов (кстати, льгота на НДС для проката фильма, имеющего сертификат национального, сохраняется). Чтобы завлечь частный капитал, государство пытается использовать его интерес к акционированию киностудий, одним из условий допуска к которому может стать финансирование коммерчески убыточных, но стратегически важных проектов. В общем, пока схема бартерных сделок в политике кинопроизводства действует вполне активно. Очевидно, одним из ее этапов и стало вчерашнее собрание, но точного места фильма Учителя в цепочке взаимных одолжений понять не удалось.
С точки зрения зрителя страшнее всего выглядит лавина из будущих шестидесяти фильмов, снятых примерно так, как те, что, к примеру, были так полно представлены на «Кинотавре». Однако в министерстве к этой перспективе относятся мужественно. Считается, что по крайней мере на уровне заявок уже «есть подвижки» -- то есть предложения стали забавнее и разнообразнее, чем еще два года назад.
Прав, однако, Даниил Дондурей, обративший внимание на третий источник финансирования кинопроизводства -- публику. Если расчеты верны, то через три-четыре года зритель примет активное участие в распределении бюджета. И его голос будет решающим.
Алена СОЛНЦЕВА