|
|
N°58, 05 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Информационный выброс
Для официальной медицины не осталось белых пятен на пострадавших от чернобыльской катастрофы территориях
20-летнюю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС в России готовятся отметить мощным информационным «выбросом». С этой недели и вплоть до 26 апреля в Москве будут проходить научные симпозиумы и конференции, посвященные последствиям самой большой техногенной катастрофы прошлого века, проблемам безопасности атомной энергетики и восприятия обществом всего, что связано с «мирным атомом». Судя по первым мероприятиям, ученые, все 20 лет "воевавшие" с независимыми экологическими организациями, намерены и в канун "юбилея" демонстрировать высочайшую степень оптимизма и успокаивать соотечественников.
Вчера итоги двух десятилетий Чернобыля подводили медики. Как известно, официальная российская медицина сделала вывод, что негативные последствия аварии для здоровья как населения, так и ликвидаторов изначально были преувеличены. Вчера это еще раз пытались доказать директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, член-корреспондент РАН Леонид Большов, директор Государственного научного центра РФ -- Института биофизики, академик РАМН Леонид Ильин, а также директор Медицинского радиологического научного центра академик РАМН Анатолий Цыб.
«Радиологические последствия Чернобыля для здоровья людей ограниченны», -- заявил г-н Большов. Академик Цыб, в чьем ведении находится Национальный радиационно-эпидемиологический регистр, сформулировал итоги прошедших 20 лет следующим образом: «Нам представляется несколько завышенной (в два-три раза) ожидаемое число радиационно-обусловленных смертей среди ликвидаторов последствий аварии (4 тыс. человек)». Цифра эта прозвучала в 2005 году на Чернобыльском форуме в Вене. По данным же российского регистра, «смертность ликвидаторов от всех причин не превышает аналогичного показателя для мужского населения России». Также не выявлено повышение частоты онкологических заболеваний среди жителей пострадавших регионов. «Отдельной строкой» проходят 226 случаев рака щитовидной железы у детей из Брянской области, из них 122 случая (т.е. 54%) отнесены к радиационно-обусловленным.
Всего, по мнению медиков и по данным регистра, в «группу риска» сейчас отнесены около 75 тыс. человек -- ликвидаторов и жителей южных районов Брянской области, наиболее загрязненных радионуклидами. Или 3,4% от тех 2,2 млн жителей России, которые официально считаются подвергшимися радиационному воздействию и получают социальную помощь. На вопрос традиционного оппонента авторов официальных докладов, координатора «Гринпис» Владимира Чупрова, почему же тогда государство не отказывается от социальных обязательств, академик Большов ответил так: «Первые неточные оценки привели к тому, что люди чувствуют себя в той или иной степени пострадавшими. Когда огромные массы оказались не по своей воле вовлечены в такие события, когда их пугают, когда их законодательно объявляют потерпевшими, ничего не остается, как платить по долгам». «Никто не согласится с идеей отнять все льготы у 2 млн потерпевших и отдать их 35 тыс. ликвидаторов из группы риска, потому что это было бы политическим решением», -- сказал Леонид Ильин.
Вообще же сейчас, спустя 20 лет после чернобыльской аварии, ученые считают, что все точки над i с медицинской точки зрения уже расставлены. «Ситуация ясна. Это не означает, что в каждой зоне можно жить, и территория сама собой очистится. Но задача дальнейших исследований отсутствует», -- заметил г-н Большов. Проблемы, на которых сегодня, по его мнению, следует сконцентрироваться, таковы: «Работа над законами, нормативными актами и правилами, основанными на объективной оценке риска -- сейчас она преувеличена. Готовность к адекватному отклику на малые и мнимые аварии».
Что же касается сегодняшнего состояния самой «зоны», то на вопрос корреспондента «Времени новостей» Анатолий Цыб ответил, что «в Калужской, Тульской и Орловской областях ситуация резко улучшилась, можно говорить о значительном улучшении всей экологической ситуации и состояния здоровья населения». По его словам, сложнее ситуация в Брянской области, однако «и здесь на сегодняшний день произошли очень хорошие изменения, можно там жить, можно работать».
Академик Цыб уверяет, что продукты практически из всех районов Брянской области уже годятся в пищу, за исключением некоторых зон, которые все еще находятся под контролем главного санитарного врача Брянской области.
Ирина БЕЛАШЕВА