|
|
N°57, 04 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лед тронулся
Водозаборы Хабаровска готовят к новой "химической атаке" из Китая
Нитробензол, выброс которого после аварии на химкомбинате в Китае напугал жителей российского Дальнего Востока, больше не угрожает водозаборам Хабаровска. Однако с началом ледохода на берега Амура из Китая придут тонны других, не менее ядовитых химических соединений. К такому выводу пришли российские экологи после завершения масштабного исследования образцов воды из китайской реки Сунгари (Сунхуацзян). Она является правым притоком Амура и главным источником экологической угрозы для жителей Дальнего Востока России.
Еще 7 марта наши специалисты доставили в Хабаровск образцы донных отложений, льда и воды, отобранные на четырехсоткилометровом участке главной водной артерии провинции Хэйлунцзян между Харбином и Тунцзяном. Полный химический анализ этих проб проводился в подмосковном Обнинске и Уфе, где уже есть опыт исследования последствий химического заражения поверхностных вод. Как сообщил начальник управления охраны окружающей среды Хабаровского края Виктор Бардюк, результаты в Хабаровск пришли только на днях. Они не выявили превышения предельно допустимых концентраций нитробензола. Но другие ядовитые химические соединения представлены в сунгарийской воде очень широко.
Как отметил г-н Бардюк, результаты, полученные в Обнинске и Уфе, впервые наглядно продемонстрировали, кто является источником постоянного трансграничного загрязнения бассейна Амура. Как выяснилось, ниже расположенного на Сунгари китайского города Цзямусы содержание хлорфенола в пятьдесят раз превышает российские ПДК. Именно здесь расположен один из крупнейших в Поднебесной целлюлозно-бумажных комбинатов. Судя по полученным данным, этот комбинат вообще не имеет очистных сооружений, либо они работают в аварийном режиме.
По словам замдиректора Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Алексея Махинова, хлорфенол является крайне токсичным сам по себе, но может быть исходным веществом для образования диоксинов. Китайские власти не оповещали российскую сторону о возможном попадании подобных соединений в воды Сунгари. Согласно официальным данным, предоставленным главным управлением охраны окружающей среды КНР, в результате аварии на цзилиньском химическом комбинате 13 ноября прошлого года в реку попал только нитробензол, бензол, толуол и ксилол. Однако, как отметил первый заместитель правительства Хабаровского края Виктор Попов, устойчивый запах хлорфенола специалисты почувствовали в декабре прошлого года еще за несколько дней до подхода основного фронта китайских загрязнений к Хабаровску. Тогда эксперты объяснили это явление сбросом воды из китайских водохранилищ. Власти провинции Хэйлунцзян утверждали, что таким образом идет промывка русла Сунгари от бензольных и нитробензольных примесей. Но после завершения исследования образцов сунгарийской воды стала понятна истинная природа запахов.
Примечательно, что целый букет ядовитых соединений российские экологи обнаружили и в пробах воды, льда и донных отложений, взятых в районе Харбина. Там удалось определить значительное превышение так называемых полиароматических углеводородов: бензапирена, фенантрена, флюорантена. Как отметил руководитель Дальневосточного гидрометеоцентра Александр Гаврилов, эти соединения вообще не должны присутствовать ни в речной, ни тем более в питьевой воде. Эти вещества способны накапливаться в организме и вызывать тяжелые заболевания крови -- вплоть до лейкоза.
Сейчас дальневосточные ученые предполагают, что вместе с талыми водами во время ледохода накопленные за зиму в Сунгари вредные вещества попадут в Россию. Как сообщил «Времени новостей» начальник управления по делам ГОЧС правительства Хабаровского края Иван Сыч, в минувшее воскресенье китайцы досрочно закончили разбор защитной дамбы на протоке Казакевичева. Она была сооружена в декабре прошлого года, чтобы обезопасить водозаборы южной части Хабаровска от идущего из Китая ядовитого пятна.
Поэтому теперь власти Хабаровского края всерьез опасаются повторения прошлогодней ситуации. Только место бензола и нитробензола вполне могут занять хлорфенол и другая органика. Чтобы снизить угрозу для водозаборов южной части Хабаровска, специалисты предлагают перенаправить часть стока протоки Казакевичева в главное русло Амура. Это позволит существенно разбавить сунгарийские воды и тем самым уменьшить концентрацию вредных примесей.
Но осуществить это можно, только разобрав построенную три года назад дамбу на протоке Прямой. Как сообщил «Времени новостей» директор разрабатывавшего проект плотины унитарного предприятия «Дальгипроводхоз» Иван Судариков, запруда на Прямой протоке, разделяющей острова Большой Уссурийский и Тарабаров, была построена главным образом по политическим мотивам. В 2002 году, когда было закончено строительство, о грядущей передаче этих территорий КНР еще и речи не шло. Китай же вел тогда самую настоящую гидротехническую войну: укреплял свой берег, а в русле пограничной протоки Казакевичева были затоплены баржи с песком. В результате этот амурский рукав интенсивно мелел и в конце концов перестал быть судоходным. Перекрыв Прямую, российские власти перенаправили значительное количество воды в пользу протоки Казакевичева. Как отметил советник губернатора Хабаровского края Владимир Симахин, за два сезона пограничный рукав углубился почти на 60 сантиметров.
Теперь власти Хабаровского края предлагают сделать прямо противоположное. По словам г-на Сударикова, на остров Большой Уссурийский уже начата переброска тяжелой техники, и разбор дамбы на протоке Прямой начнется в самое ближайшее время. Разрушить эту запруду необходимо до начала ледохода. А он, по прогнозам специалистов, на Амуре пройдет в двадцатых числах апреля. Решение о необходимости введения в крае режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации местные власти и представители МЧС примут после дополнительных исследований.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровский край