|
|
N°57, 04 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квартирная дипломатия
Жилищные проблемы консула Германии осложняют уральцам получение шенгенских виз
Красивая задумка свердловского губернатора Эдуарда Росселя, мечтавшего облегчить поездки в Европу миллионам уральцев и жителей Сибири, натолкнулась на пресловутый квартирный вопрос. С 1 апреля генеральное консульство Германии в Екатеринбурге должно было приступить к выдаче виз в государства Шенгенской зоны, избавляя россиян, живущих за Уралом, от необходимости обращаться в Москву. Однако власти Свердловской области до сих пор не смогли обеспечить дипмиссию Германии помещениями для полноценной работы.
О необходимости открытия консульства Германии в Екатеринбурге г-н Россель говорит уже несколько лет. Германия стала одной из первых стран, наладивших экономическое сотрудничество со Свердловской областью после развала Советского Союза, да и сам губернатор по национальности немец, его дочь Светлана в конце 90-х уехала в ФРГ на постоянное жительство. Но, несмотря на тесные связи региона с Германией, дипломатическое представительство не открывалось. В Екатеринбурге работают консульства Великобритании, США, Чехии и других стран, но только не государств -- участников Шенгенского договора. В 2003 году, воспользовавшись тем, что саммит глав России и Германии проходил в Свердловской области, г-н Россель обратился напрямую к канцлеру Герхарду Шредеру и убедил его в необходимости открытия консульства в регионе. После этого началось согласование в российских и германских инстанциях, завершившееся 9 июня 2005 года. В этот день в Екатеринбурге официально появилось консульство с дипломатом Тило Клиннером во главе.
Правительство региона очень рассчитывало на работу дипмиссии. Эдуард Россель подсчитал, что получать визы в консульстве могли бы жители не только Урала, но и Сибири и Дальнего Востока. Эти «транзитные» гости Свердловской области учитывались даже при проектировке нового международного терминала аэропорта Кольцово. Считалось, что, получив визу в Екатеринбурге, россияне из этого же города отправятся в Европу, а аэропорт, повысив пассажиропоток, быстрее окупит затраты на строительство.
Но немецкие дипломаты так и не смогли найти себе подходящего места под уральским солнцем. Изначально представительство Германии было открыто в офисах единственного в городе пятизвездочного «Атриум Палас отеля». Дипломаты сразу предупредили -- долго жить на чемоданах в гостинице они не будут. По международным правилам консульство должно находиться в отдельном здании. Дополнительным германским заказом было отсутствие в помещениях других компаний и площадь не менее 1 тыс. кв. метров. Министерство госимущества области вместе с властями Екатеринбурга стали искать площадку для нового здания консульства. И.о. представителя МИД РФ в Екатеринбурге Павел Степанов рассказывает, что было выбрано три варианта, которые затем были отвергнуты: одни самими немцами, другие управлением ФСБ по Свердловской области, чьи сотрудники посчитали предложенные площадки близкими к стратегически важным объектам.
В итоге в конце февраля 2006-го в администрацию губернатора Росселя поступило предупреждение от германского консула Клиннера, напомнившего о своем странном временном рабочем месте в отеле и жизни на съемной квартире. Проблема возникла и из-за счетов гостиницы, которые скромный бюджет консульства уже не мог потянуть. Эдуарду Росселю пришлось вмешиваться лично. Площадку для строительства, устраивающую все стороны, тут же нашли, вот только работы займут как минимум год и завершатся не раньше двухлетия официального открытия миссии.
Сейчас губернатор добился от руководства отеля перевода консульства в новое помещение с отдельным входом. Однако, как утверждает Павел Степанов, кардинально это проблему не решает -- помещения гостиницы технически не приспособлены для выдачи виз. Хотя уральцы теоретически уже могут обращаться за «шенгеном». Вот только немецкие дипломаты пока отказываются прогнозировать развитие событий. В минувшую пятницу, накануне «второго открытия» консульства корреспонденту «Времени новостей» сообщили, что еще неизвестно, когда первый россиянин получит визу «екатеринбургского» производства. Между тем терминал в Кольцово, рассчитанный на визовых транзитных пассажиров, работает с прошлого декабря.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург