|
|
N°58, 05 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Гагарин» и Фрадков
Российский премьер приехал формировать альянс с Бразилией в сфере высоких технологий
Вчера начался официальный визит Михаила Фрадкова в Бразилию. По прибытии в столицу страны Бразилиа премьер выглядел достаточно бодрым, а ведь в воздухе он, как, впрочем, и вся российская делегация, провел более 16 часов. Впрочем, вознаграждение последовало незамедлительно -- в виде ясного бразильского утра. Довольно жаркого утра (плюс 24 в тени), которое на изголодавшихся за зиму по теплу россиян подействовало самым лучшим образом, как показалось, придав им немало сил.
А силы и премьеру, и его коллегам-путешественникам были просто необходимы, поскольку им почти сразу же предстояли встречи и переговоры с бразильскими партнерами. Сначала с главами палат национального конгресса -- сената и палаты депутатов -- Ренаном Калейросом и Алдо Ребело, а затем с президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой. А когда в Москве была уже почти полночь (разница во времени между Москвой и Бразилиа семь часов), началось 4-е заседание российско-бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству, сопредседателями которой являются Михаил Фрадков и вице-президент Бразилии Жозе Аленкар (подробности -- в завтрашнем номере «Времени новостей»).
Понятно, что на атмосфере переговоров в Бразилиа как нельзя лучше отразился полет в космос на российском корабле первого бразильского космонавта Маркуса Понтеса, уже прозванного на родине "бразильским Гагариным". Историческое значение полета для Бразилии становится понятно, когда узнаешь, что ради репортажа о старте с Байконура даже была прервана трансляция футбольного матча. Как-то не очень верится в случайность совпадения полетов бразильского космонавта на орбиту и российского премьера в Бразилию. Тем более что и то и другое планируется за много месяцев.
Похоже, российская сторона решила создать максимально благоприятный фон для визита, чтобы итоги переговоров не разочаровали ни Москву, ни Бразилиа. (В четверг, кстати, Михаил Фрадков предполагает посетить Центр аэрокосмических технологий министерства обороны Бразилии и национальный институт космических исследований.)
В российском правительстве считают, что у торгово-экономического сотрудничества России и Бразилии есть все шансы на плодотворное развитие, несмотря на огромное расстояние между странами. В прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 30% и достиг объема около 3 млрд долл. Россию, правда, не устраивает дисбаланс в торговле (российский экспорт -- 609 млн долл., импорт -- примерно 2,3 млрд долл.). Однако, как принято говорить, при взаимной заинтересованности сторон ситуация вполне поправима. Россия традиционно поставляет в Бразилию преимущественно продукцию химической промышленности, удобрения, целлюлозу, бумагу, картон, изделия из черных металлов и меди. А Бразилия в Россию -- сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары. (Кстати, Бразилия вышла на седьмое место в мире по объемам экспорта продовольствия.) Однако сегодня обе стороны настроены расширить сотрудничество за счет высокотехнологичной составляющей. Не случайно Михаил Фрадков по прилете в Бразилиа в заявлении для прессы напомнил о задаче, поставленной еще во время встречи президентов двух стран в Москве в 2004 году: сформировать «технологический альянс» между Россией и Бразилией. Именно поэтому в ходе переговоров акцент делается помимо сотрудничества в сфере освоения космического пространства на таких перспективных направлениях, как авиастроение и энергетика.
В частности, у российских энергетических компаний, например «Газпрома» и «Стройтрансгаза», налицо серьезный интерес к проекту строительства трансконтинентального газопровода Венесуэла--Бразилия--Аргентина. Причем эти компании готовы участвовать в проекте с самой начальной стадии -- разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). Как считают в Белом доме, хорошие перспективы имеет сотрудничество в сфере строительства и модернизации ГЭС в Бразилии, учитывая то, что в их сооружении в 70--80-х годах прошлого века принимали активное участие советские специалисты. Например, «Силовые машины» заинтересованы в поставках энергетического оборудования на строящиеся ГЭС и ТЭС. Один из тендеров запланирован на 2006 год, и компания, уже поставившая свою продукцию на одну из ГЭС, снова готова биться за победу.
В свою очередь НПО «Сатурн» изучает вопрос о создании с бразильской стороной совместного предприятия по производству газотурбинного оборудования.
У компании «Зарубежнефть» разработаны проекты по реконструкции объектов нефтегазовой промышленности Бразилии, ЛУКОЙЛ в свою очередь намерен участвовать в разработке углеводородных месторождений (Бразилия обладает вторыми по величине после Венесуэлы нефтяными запасами в Южной Америке). Все эти темы Михаил Фрадков предполагает обсуждать в среду в Рио-де-Жанейро на встрече с руководителями бразильских энергетических компаний. В ней примут участие и российские энергетики.
Еще одна сфера, где Россия и Бразилия могут рассчитывать на успех, -- авиастроение. Речь идет, в частности, не только о поставках в Бразилию российских самолетов, но и о совместном создании ближнемагистрального лайнера на 35--50 мест. Мало того что такие самолеты нужны обеим странам в силу географических особенностей, поскольку без них не добраться до многих отдаленных населенных пунктов, так их еще можно успешно экспортировать. При этом, как подчеркивают в российском Белом доме, избежав конкурентной борьбы: за Бразилией останется Латинская Америка, за Россией -- Европа и Азия.
Между тем в двусторонних отношениях есть одна "заноза", которая может немного испортить встречи и переговоры российской делегации в Бразилии. Речь идет о запрете отечественных ветеринарных служб импортировать мясо из Бразилии. Впрочем, как уверены в российском кабинете министров, успешный запуск бразильского космонавта «перевесит» данную проблему, которая носит, как подчеркивают в Белом доме, абсолютно санитарный, а не политический характер. «Общий фон визита чрезвычайно благоприятный, и мы надеемся на его успех», -- заявил «Времени новостей» правительственный источник.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Бразилиа