|
|
N°57, 04 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошо ловится рыбка-пиранька
«Охота на пиранью» на московских экранах
В 1974 году в секретной военной лаборатории где-то в тайге, в окрестностях реки Шантары произошла авария. Опаснейшее химическое оружие (одной капли которого хватило бы, чтобы уничтожить чуть не полсвета, но при этом легко нейтрализуемое обыкновенной пресной водой) чуть было не вырвалось за пределы толстых стен бункера. Катастрофы удалось избежать, законсервировав объект вместе с не успевшими спастись сотрудниками, и теперь адское зелье скрыто под толщей озерной воды где-то в Шантарском районе. Но спустя почти тридцать лет после аварии к объекту начинают проявлять интерес силы, которым о нем и вовсе бы знать не нужно, а это чревато. Поэтому в шантарскую тайгу под видом отпускника-экстремала отправляют капитана первого ранга Кирилла Мазура (Владимир Машков) -- ветерана еще более секретного, чем затопленная база, спецподразделения «Пиранья», обладателя весьма внушительных бицепсов, элегантной трехдневной щетины и весьма своеобразного взгляда на окружающую действительность. На пару с не особенно-то желанной помощницей Ольгой (Светлана Антонова), специалисткой по оружию массового поражения, он отправляется вплавь по Шантаре -- вроде бы любоваться прибрежными красотами, а на самом деле уничтожать объект. Но после того как задание выполнено, Мазур и Ольга оказываются в плену у неприлично богатого безумца по имени Прохор Петрович (Евгений Миронов) -- это прозрачноглазый и блондинистый доктор Зло по-русски, самопровозглашенный хозяин тайги, торговец оружием всепланетного масштаба, кокаинист и вообще большой оригинал. В помянутом уже 1974 году он был блондинистым мальчуганом, сыном одного из специалистов, работавших на базе. На его глазах родного отца во время аварии струями из брандспойта загнали в карантинную зону и оставили умирать -- так что с того времени разумного, доброго, вечного в его буйной голове осталось немного. На своей скрытой в чаще «заимке», где обитают ряженные под XIX век староверы и штабс-капитаны, он принимает международных злодеев, желающих приобрести что-нибудь особенно смертоносное, а в качестве развлечения дорогим гостям предлагается охота на людей, для этой цели отловленных в окрестностях. Им дают сорок километров форы и загоняют как зайцев. В очередную порцию жертв как раз и попадают Мазур и Ольга, и охотникам придется об этом очень сильно пожалеть...
От экранизации романа короля отечественной pulp fiction 90-х годов Александра Бушкова ожидалась в лучшем случае очередная порция высокобюджетного трэша, который в последнее время почему-то считается «новым русским блокбастером» (не последнюю роль в этом сыграли, к слову, обескураживающе-вялый рекламный ролик и жутковатого вида постеры). Однако не проходит и пяти минут, как скептическая ухмылка сходит на нет, челюсть отвисает вниз, а руки сами собой начинают хлопать по подлокотнику кресла в сложно формулируемом, но вполне очевидном восторге, который напоминает о славном времечке расцвета видеосалонов, когда любой экшн радовал самим фактом своего присутствия на экране. «Охота на пиранью» дебютировавшего в большом кино Андрея Кавуна -- действительно отменный боевик, лихо придуманный, невероятно тщательно исполненный и потрясающе смешной там, где это необходимо в настоящем фильме действия. Само собой, кино это много на что похоже и в общем, и в частностях -- аналогичную охоту на людей можно было увидеть в «Тяжелой мишени», методы выживания в тайге напоминают о первой серии приключений Джона Рэмбо, офис «Пираньи» неотличим от штаб-квартиры секретных агентов в «Правдивой лжи», а несусветную прическу Прохора Петровича позаимствовали у Уэсли Снайпса из фильма «Разрушитель» (на радость продюсеру Валерию Тодоровскому не забыта и отечественная неоклассика жанра -- так, одна из самых удачный сцен, когда вооруженный до зубов Мазур проходит по заброшенному заводу, уничтожая все отрицательное на своем пути, отчетливо рифмуется с финальным смертоносным проходом Сани Белого из «Бригады» по недостроенному торговому центру). Но все цитаты, явные и бессознательные, оказываются абсолютно к месту и не превращают фильм в невольный аналог каких-нибудь «Горячих голов». У настоящего боевика есть свои законы, и почти ритуальное повторение пройденного -- из них далеко не самый последний.
Самое же, пожалуй, главное -- та совершенно непривычная ладность, четкость и аккуратность всего происходящего на экране, которая позволяет закрыть глаза даже на самые предсказуемые сюжетные ходы (или, точнее, слишком широко распахнуть их в адреналиновой передозировке). Вот ведь как бывает, когда все сценарные проблемы оказываются тщательным образом решены задолго до того, как впервые прозвучит команда «мотор», трюки продуманы до миллиметра, а всем героям придуманы пусть условные, в рамках жанра, но все-таки характеры. Ощущение от просмотра можно сравнить с восторгом Прохора Петровича, в одной из сцен влюбленно вертящем в руках новейший карабин с лазерным прицелом: «Ой, хорошо... ой, хорошо-хорошо-хорошо!» Только в отличие от этого карабина прицел «Пираньи» оказывается отменно пристрелен с самого начала -- и вместо того, чтобы нечаянно и комично отстрелить ухо, бьет прямиком в лоб.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ