Время новостей
     N°180, 02 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2001
Церетели и подсолнухи
Зураб Церетели вновь решил напомнить о своем существовании. Вчера в агентстве «Аргументы и факты» он подробно рассказал журналистам, как провел лето: «Все это время я учился, разрабатывал палитру. Если вы придете ко мне в мастерскую, то увидите на всех полотнах одно и то же. Много-много подсолнухов. Палитра -- это главное для художника. И еще инициатива. Важно придумать идею и довести ее до конца». Собственно, на этом можно было бы и закончить.

Подобные встречи с общественностью, похоже, часть PR-тактики, которую с недавних пор можно обнаружить у Церетели. Осуществляется она так. В прессу «забрасывается» информация о некоем новом проекте, который якобы уже вот-вот осуществится в центре Москвы или, например, Нью-Йорка. Вопрос, мол, в принципе решен, власти поддерживают, в Санкт-Петербурге на заводе уже начинается отливка. Если бы эти планы воплощались в жизнь, то Боровицкую площадь уже украшал бы памятник Часам всех времен и народов, на Красной площади возвышался бы гигантский колокол, а на одной из центральных площадей Нью-Йорка под гигантской стелой горели бы Свечи мира. Ничего этого нет. Зато о художнике не забывают, и все его пресс-конференции посещают охотно -- а вдруг еще расскажет что-нибудь диковинное?

Так было и на этот раз -- многолюдно и торжественно. Зураба Константиновича в назначенный час встречали у входа члены академии, а секретари тревожно звонили мэтру: «Вы уже проехали площадь Восстания?». Нынешняя акция отличалась от предыдущих только одним: на вопросы о личных творческих планах мэтр отвечал крайне уклончиво, ссылаясь на незавершенность проектов. Всех, конечно, интересовала идея воздвижения монумента жертвам теракта в Нью-Йорке, о которой общественность была оповещена немедленно после трагедии. «Пока еще не решено, что будет на этом месте. Но я первым из России обратился с предложением поставить памятник. Я послал письма президенту, Джулиани, в сенат. Может быть, будет конкурс, и я приму в нем участие». Столь же скромно мэтр отвечал и на вопросы о проектах на родине. Деликатно напомнил о своей реставрационной деятельности в Санкт-Петербурге: по его словам, уже восстановлены 70 тыс. кв. метров кровли и 45 тыс. кв. метров фасада здания Академии художеств. И заодно заметил, что к 300-летию этого города намерен создать целую мемориальную аллею с фонтаном и часовней.

Главным же предметом выступления маэстро была его просветительская деятельность. Журналистам напомнили, что музеи современного искусства на Петровке и Академии художеств на Пречистенке успешно функционируют и там можно увидеть также скульптурные работы самого их создателя (прежде Церетели декларировал, что занимается исключительно историей искусства и собственные произведения выставлять в этих музеях не собирается). В запасе остался еще один план -- музея авангарда. Откуда возьмутся картины, пока неясно. Помещение -- тоже. Церетели сказал лишь, что строить в Москве специальное здание не планирует, «а вот если найти пустую фабрику и переоборудовать под музей, то это будет чистый авангард».

Александра ТОЛСТИХИНА