|
|
N°57, 04 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудности энергетической безопасности
Жириновский критикует Христенко за стратегию развития российского ТЭК
Открывшийся вчера форум «ТЭК России в XXI веке», проходивший под эгидой Совета Федерации (характерно, что приветствие его участникам от имени правительства прислал первый вице-премьер Дмитрий Медведев), вновь продемонстрировал, что у государства по-прежнему нет четкой энергетической стратегии, несмотря на существование множества документов с таким названием. Все выступающие чиновники и парламентарии говорили о том, чего энергетике не хватает, что нужно, на их взгляд, делать, но никто даже не обмолвился -- как делать. Пробел попытался восполнить министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, представив собравшимся в Кремлевском дворце свое видение стратегии и пути ее реализации. Но думский вице-спикер Владимир Жириновский эту стратегию раскритиковал, указав, что она лежит в рамках модной сегодня политической темы энергетической безопасности. «Смысл энергетической безопасности -- выкачать у нас страну... Мы организовываем энергетическую безопасность не для граждан Российской Федерации, а для тех, кто за океаном... Это страна идиотов, страна, которая не понимает, что она делает», -- резюмировал он, утверждая, что чиновники не могут увязать геополитические интересы России с развитием энергетики.
«Энергетическая стратегия -- это, во-первых, идеология, -- начал свое выступление г-н Христенко, -- и во-вторых, цифры. Цифры, которые зависят от внешних макроэкономических условий, безусловно, являются ориентировочными и могут уточняться и пересматриваться. А вот идеология, предусматривающая постепенную либерализацию рынков для внутреннего и внешнего мира, должна отличаться долгосрочностью». Он утверждает, что страна пока не отступила от идеологии принятой в 2003 году Энергетической стратегии до 2020 года. Под этой идеологией г-н Христенко подразумевает прежде всего «энергетическую и экологическую безопасность, энергоэффективность и внутреннюю экономическую эффективность российского ТЭК». При этом сейчас России важно приступить к реализации крупных проектов, «способствующих перспективному социально-экономическому развитию российских регионов».
Главный из них, конечно, разработка газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока с параллельным созданием газотранспортной системы. К 2030 году в этом регионе можно будет добывать до 150 млрд кубометров в год. При этом г-н Христенко напомнил, что в ходе недавнего визита Владимира Путина в Китай было решено уже с 2011 года экспортировать в Поднебесную природный газ, доведя поставки до 60--70 млрд кубометров газа в год. Другой важный проект -- строительство нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. В итоге к 2020 году, по словам министра, доля азиатско-тихоокеанских стран в экспорте российских углеводородов должна увеличиться с 3 до 20% по нефти (не менее 100 млн тонн в год) и с 5 до 25% по газу (не менее 65 млрд кубометров в год). В целом же, по его мнению, «это и есть политика диверсификации рынков и направлений поставок, минимизация рисков и транзитных перетоков».
В конце выступления г-н Христенко похвалил деятельность ЛУКОЙЛа в Америке, где компания развила одну из ведущих сетей АЗС и планирует развивать нефтепереработку. «Я думаю, мы должны поддерживать строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов в зоне перевалки сырья на экспорт и поощрять российские компании приобретать и развивать нефтепереработку непосредственно на территории тех рынков, куда они сегодня поставляют сырую нефть». В конце концов стало понятно, с какой целью он это сделал: г-н Христенко надеется, что аналогичное сотрудничество сложится у государственной «Роснефти» с властями Китая. И вообще, подытожил г-н Христенко, российские нефтяники могли бы создавать партнерства и в Европе: «Царящая в некоторых странах русофобия в сфере энергопоставок -- объективно рудимент прошлого. Глобальная энергетика требует глобального сотрудничества».
Так уж получилось, что единственным оппонентом г-ну Христенко стал г-н Жириновский. «Сегодня нужно дать правильный анализ того, что было, и только тогда мы сможем дать правильный прогноз», -- указал он. Вице-спикер Госдумы пояснил, что если разработка энергетической стратегии будет идти исключительно в недрах Минпромэнерго, то документ в итоге будет провальным. И вообще государство должно сначала определиться, что для него важнее -- развивать быстрыми темпами нефтегазодобычу и увеличивать экспортные поставки, тем самым истощая запасы, или позаботиться о развитии возобновляемых источников энергии и атомной энергетики.
======================
"Газпром" рассматривает несколько альтернативных вариантов соединения европейской и дальневосточной газотранспортных систем. Об этом заявил на форуме "ТЭК России в ХХI веке" начальник департамента "Газпрома" Богдан Будзуляк. По его словам, соединение этих систем позволит сформировать единое газовое пространство на территории России. Среди возможных вариантов, которые будут использованы для создания единой транспортной системы, он отметил создание газотранспортной системы на полуострове Ямал. В этом районе к 2030 году "Газпром" планирует построить одну из мощнейших газотранспортных систем объемом до 300 млрд куб. м газа в год. Система будет находиться в тяжелых климатических условиях со слаборазвитой инфраструктурой. В связи с этим для ее строительства будут использованы новейшие технологии, передает Прайм-ТАСС. Данная система будет ориентирована на экспорт в Западную Европу. Г-н Будзуляк отметил, что к системе также будет подключен Северо-Европейский газопровод. При строительстве линейной сухопутной части СЕГ поставщиками будут выступать российские компании, морской части и компрессорных станций -- иностранные подрядчики. Газопроводная система Восточной Сибири и Дальнего Востока будет ориентирована на обеспечение внутренних поставок газа потребителям этих регионов и экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Николай ГОРЕЛОВ