|
|
N°180, 02 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Изгоев все меньше
Судан примкнул к Америке
Полку «стран-парий» убыло -- на сторону мировой антитеррористической коалиции перешел Судан, еще недавно предоставлявший убежище Усаме Бен Ладену и ставший мишенью ракетных ударов США после взрыва американских посольств в Кении и Танзании. Министр иностранных дел Мустафа Осман Исмаил подтвердил, что Хартум предоставил Вашингтону информацию о деятельности исламского банка «Аль-Шамаль», якобы связанного с Бен Ладеном. Госсекретарь Колин Пауэлл также сообщил, что власти Хартума арестовали нескольких экстремистов по подозрению в связях с международными террористическими организациями. Полученные на допросах сведения передали американцам. Шаги навстречу Вашингтону этим не исчерпались -- вчера президент Судана Омар аль-Башир заявил о прекращении дела против группы оппозиционеров, якобы планировавших государственный переворот при помощи США. В конце прошлой недели с Судана сняли санкции ООН, введенные в 1996 году, а США дают понять, что готовы исключить его из «черного списка» государств, обвиняемых в поддержке мирового терроризма (Ирак, Иран, Ливия, Сирия, Куба, КНДР, Судан).
Вашингтон хотел бы наладить сотрудничество по крайней мере еще с двумя фигурантами списка -- Сирией и Ираном. Сирию уже 10 лет не обвиняли в прямом участии в терактах, хотя в контролируемой ею ливанской долине Бекаа располагаются лагеря боевиков. В Дамаске проживает немало видных террористов, но это люди в годах, которые скорее всего уже отошли от дел. Иран -- главный спонсор ливанской организации «Хезболлах», когда-то похищавшей в Бейруте американцев и регулярно устраивающей теракты против израильтян.
«Что было, то быльем поросло, -- говорит бывший специалист госдепартамента по Ближнему Востоку Эдвард Уокер. -- Речь идет о глобальном терроризме, и если диалог с ними сможет привести к конкретной помощи в этом вопросе, она может оказаться совершенно неоценимой». Если Сирия, Иран и Судан откажутся от дальнейшей поддержки терроризма, им простят прошлые грехи, утверждают в Белом Доме. Такой подход многих коробит. «Одним из наименее приятных последствий войны с терроризмом, безусловно, будет предательство моральных принципов, которыми пожертвуют в погоне за разведданными о террористических группировках», -- сокрушается давний критик суданского правительства профессор Эрик Ривс.
Игорь ТАРУТИН, Хараре, Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк