|
|
N°180, 02 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая региональная мечта
Депутаты Государственной думы от Дальнего Востока и Забайкалья намерены в ближайшее время предложить на рассмотрение нижней палаты парламента проект закона о Дальнем Востоке. Необходимость документа, утверждают парламентарии, продиктована несовершенством федерального и местного законодательства. Фактически же речь идет о создании широкой зоны экономического благоприятствования.
Впервые вопрос о новом законе возник два года назад, когда в программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья появилась специальная графа о необходимости законодательного обеспечения программ экономического развития. Сегодня текст закона готов, и депутаты от Дальнего Востока и Забайкалья намерены продвигать законопроект в Думу. «Действовать придется аккуратно, в Госдуме есть свои инструменты сдержек и противовесов, поэтому бросаться сразу на амбразуру -- значит бороться с ветряными мельницами и фактически похоронить проект», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» думец Евгений Галичанин.
По мнению авторов затеи, сейчас федеральный центр смотрит на Дальний Восток как на огромную минерально-сырьевую кладовую. Похожая позиция и у США, которые объявили регион зоной своих жизненных интересов как поставщика нефти, газа, золота и других стратегических ресурсов. Свой интерес проявляют Япония и Китай. По мнению депутатов, сейчас инвестиционные возможности Дальнего Востока ограничены федеральным законодательством. Наиболее предпочтительной для дальневосточников является модель международного разделения труда, принятая в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР по линии «Юг -- Север». Богатый капиталом и технологиями Юг обменивается с насыщенным природными ресурсами Севером.
Законопроект, который лоббируют депутаты-дальневосточники, предусматривает деление региона на несколько экономических зон. К тому же «по плану» у местных руководителей будет больше самостоятельности. Например, в статье 7 законопроекта говорится: «Природные ресурсы находятся в совместной государственной собственности России и субъекта региона», в статье 8 записано, что квоты на добычу речных и морских биоресурсов также устанавливаются по согласованию с властью субъектов.
В главе о финансовом обеспечении говорится о том, что федеральные власти образуют фонд стабилизации социально-экономического развития региона, который финансируется из бюджета страны, его средства будут передаваться властям субъектов. В случае если финансирование фонда будет неполным, территории оставляют за собой право уменьшить на соответствующие суммы отчисления в федеральный бюджет. Статья 11 провозглашает налоговую вольницу. Местная власть самостоятельно может определять размеры федеральных налогов. Беспрецедентны и размеры предоставляемых прав на льготы. Предусмотрена полная отмена обязательной продажи валютной выручки. Товары, произведенные на территории региона, освобождаются от налогов во все бюджеты. Государство гарантирует возврат кредитов иностранным инвесторам, а власти субъектов получают право устанавливать льготы для российских и иностранных банков.
«Мы не говорим о суверенитете, мы заявляем о необходимости сохранения территории в составе России, но карта мира уже изменилась, и не замечать это никак нельзя», -- заявил Евгений Галичанин.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск