|
|
N°55, 31 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коллективное согласие
Великие команды останутся в Королевских гонках
Завтра в «Формуле-1» должно произойти знаковое событие, которое может поставить точку в длящемся несколько лет противоборстве между главными действующими лицами этого вида спорта. 31 марта истекает срок подачи заявок на сезон 2008 года, и это означает, что все команды должны определиться со своим будущим на период до 2012 года. Именно такой срок указан в так называемом договоре согласия -- документе, регламентирующем правовые и, что самое важное, финансовые аспекты Больших призов. В конфликт, больше похожий на торг, был вовлечен владеющий коммерческими правами «Формулы», то есть фактический хозяин, Берни Экклстоун при поддержке Макса Мосли (FIA) -- президента Международной автомобильной федерации. Противостояли им представители пяти команд, объединенных в так называемую Ассоциацию производителей Гран-при (GPMA), за спинами которых стоят мощные автомобильные концерны.
Весь сыр-бор разгорелся из-за неуступчивости Экклстоуна: этот мощный старик, выбившийся из простого механика в миллиардеры, не желает делиться доходами от телетрансляций с теми, кто, собственно говоря, эти доходы и обеспечивает. Команды, конечно, получают свой кусок пирога. При заключении нынешнего соглашения, действие которого истекает в конце 2007 года, им удалось выторговать 48% вместо прежних 23% от ежегодной прибыли в 800 млн долл. Но теперь и это автопроизводителям кажется мало.
По мнению авторитетного издания F1Racing, в прошлом сезоне команды совместно потратили почти 3 млрд долл. Разумеется, вклад одних в эту громадную сумму был более весомым, и, например, 50 млн «Минарди» выглядят совсем жалко на фоне полумиллиардного бюджета «Тойоты». И в этой разнице как раз и заключается самое большое противоречие в требованиях членов GPMA. Пять отнюдь не бедствующих команд -- «Макларен-Мерседес», «Рено», «Тойота», «Хонда», БМВ -- хотят увеличить участие конюшен при распределении доходов до 75--80%. Но не факт, что при этом выиграли бы все команды.
Нынешняя хитрая система распределения полученных средств такова, что богатые фавориты становятся еще богаче, а аутсайдерам достаются лишь крохи с барского стола. На этом и попытался сыграть Экклстоун, пообещав равноправие между всеми участниками гонок. Старый лис пошел даже на снижение вступительного взноса для новых команд с 48 млн до 300 тыс. долл.. На таких условиях вступить в высшее автоспортивное общество мечтают многие, но число мест в этом закрытом клубе ограничено. Только 12 команд могут бороться за Большой приз. И потерять свое место под солнцем ни один из бунтарей не захотел.
Главным заводилой в противоборствующем лагере выступал хозяин «Макларена» Рон Деннис. Англичанин последний поставил свою подпись под новым соглашением, что вызвало со стороны ощущающего себя победителем Экклстоуна едкое замечание: «Это нормально для Рона. Он всегда борется за равенство команд, но для себя требует немного больше. Надо сказать, что у него не было другого варианта, как только присоединиться, поскольку контракты с Алонсо и Vodafone были бы действительны только в случае участия в чемпионате ФИА».
Возможно, Деннис сдался, когда узнал, что на последнее остававшееся вакантным место уже нашелся претендент. О своих планах вернуться в «Формулу» на днях поведал миру Пол Стоддарт, бывший владелец «Минарди». Свою конюшню он продал в прошлом году «Ред Буллу», решив отказаться от дорогостоящей игрушки, сосредоточившись на бизнесе. Но и тут австралийца ждало разочарование -- дела в его авиакомпании пошли совсем плохо, и в конце концов ее пришлось закрыть. Зарегистрировав торговую марку European Minardi F1 Team Limited, Пол хотел подчеркнуть преемственность новой команды. Впрочем, говорить, что симпатичная маленькая «Минарди» возвращается на арену «Большого цирка» еще рано. «Это не значит, что мы непременно будем участвовать в чемпионате, но первый шаг сделан, -- заявил сам Пол. -- Из всех претендентов, которые могут подать такую заявку, только у нас уже сейчас есть все необходимое: машины, персонал и хорошо оборудованная база».
С «Минарди» или без нее, но, кажется, будущее «Формулы-1» теперь вне опасности. И в Королевских гонках, может быть, наступает время тишины и спокойствия. Хотя в этом виде спорта они вряд ли возможны, да и вообще нужны.
Дмитрий СИТНИК