|
|
N°54, 30 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто поможет подписчику?
Подписные тиражи одних изданий растут, других -- снижаются. При этом общий объем подписки в 2000--2005 годах остается примерно на одном уровне: в подписной период издатели продают 30--31 млн единиц подписных комплектов. Несмотря на то что количество печатной продукции на человека в России находится на европейском уровне, далеко не каждый житель страны может получать газеты и журналы -- розничные продажи прессы не доходят в дальние малонаселенные районы страны. Подписка же может дойти куда угодно.
Исполняя поручение первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева, Федеральное агентство связи на протяжении последних недель разрабатывает предложения по стимулированию подписки, увеличению числа подписчиков и подписных тиражей. В этой работе «Россвязь» взаимодействует с профессиональными объединениями издателей, в том числе с экспертной группой профильного комитета Торгово-промышленной палаты, а также с российским представительством международной консалтинговой компании McKinsey, которая имеет опыт проведения реформы почтового рынка в Германии, Франции и других странах.
Ключевым фактором стимулирования спроса на подписку в долгосрочной перспективе является своевременная доставка прессы подписчикам. Немедленный же эффект повышения подписки в сравнении с розничной продажей газет и журналов может быть получен путем снижения подписных каталожных цен на эти издания. Такое снижение должно быть существенным. Например, вдвое по сравнению с нынешним уровнем цен.
Подписная цена формируется сложением цены издателя (плата за содержание газеты или журнала) и цены доставки (почты или другого доставщика). Возникает вопрос, есть ли у издателей резерв снижения своей составляющей цены. У изданий, публикующих развлекательный (относительно недорогой) контент или отводящих много полос под рекламу глянцевых журналов либо специализированных изданий такой запас прочности, несомненно, есть. Также есть запас прочности у местных изданий, часто поддерживаемых дотациями из соответствующих бюджетов.
Но как быть общественно-политическим, новостным центральным ежедневным газетам? Собственных резервов у этих издателей нет, что подтверждается и анализом зарубежного опыта. Значит, необходимо снижать стоимость доставки подписки на указанные издания, чем в основном занимается государственная почта (почта доставляет примерно 80% от общего объема подписных тиражей, остальное доставляется негосударственными доставщиками).
Почта, как и издатели, заинтересована в наращивании подписных тиражей и, как и издатели, не имеет возможности снижать свою цену за свой же счет. «Почта России» как предприятие работает с незначительной (в 2005 году менее 60 млн руб.) прибылью, так как главная задача у нее не получение прибыли, а оказание услуг. При этом тарифы на большинство почтовых услуг регулируются государством, а на доставку пенсии ограничиваются бюджетом пенсионного фонда. Основные затраты (до 80% в структуре себестоимости) составляют зарплата и связанные с зарплатой налоги и отчисления. Зарплата же почтальона, оператора, сортировщика ненамного превышает прожиточный минимум. Стоит заметить, что президент России Владимир Путин предложил как можно скорее, уже в первом полугодии этого года, поднять минимальный уровень оплаты труда почтовиков на 30%.
Если предположить, что Федеральная служба по тарифам начнет устанавливать тариф на доставку подписки почтой, то максимальное снижение цены доставки составит 60 млн руб. (размер прибыли предприятия), после чего дальнейшее снижение цены будет происходить за счет снижения зарплаты почтальонов. А 60 млн руб., вычтенных из подписной цены, будет означать снижение цены для подписчика менее чем на 1%. Едва ли такая скидка увеличит число подписчиков.
Доставка центральных ежедневных газет почтой стоит менее 2 млрд руб. в год при нынешнем уровне подписных тиражей. Если эти суммы оплачивать из федерального бюджета, то конечная подписная цена для подписчика указанных газет снизится на 55--60%. То есть вдвое. А это уже весьма существенно и может позволить жителям удаленных районов страны платить за подписку, ведь розничного распространения в этих населенных пунктах нет.
Антон ЩЕГОЛИХИН, заместитель руководителя Федерального агентства связи