|
|
N°54, 30 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военная тайна
Правительства Германии и Франции ничего не слышали о предстоящем слиянии концернов EADS и Thales
Вирус слияний и поглощений, охвативший крупные западные концерны, похоже, добрался и до европейской оборонки. Вчера на этот счет появились первые слухи. Их источником стал гамбургский еженедельник Stern. Из правительственных кругов Германии и Франции, как сообщает издание, ему стало известно о том, что немецкий канцлер Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак на прошлой неделе в Берлине договорились о впечатляющем проекте. В ходе его реализации авиакосмический концерн EADS должен стать владельцем части активов концерна Thales, частично принадлежащего французскому государству. Размер пакета акций, которые якобы предстоит купить EADS, не сообщается. Однако если эта мегасделка состоится, то на карте глобальной экономики появится один из крупнейших мировых конгломератов по выпуску вооружений с годовым оборотом 45 млрд евро.
Относительно официальных подтверждений возможной сделки между EADS и Thales вчера же в Германии и Франции возникли некоторые разночтения. Сам Stern утверждает: "правительственные круги" подтвердили журналу, что Меркель и Ширак достигли компромиссного решения о сделке. Более того, "до осени" сделка будет завершена. но федеральное правительство Германии устами пресс-секретаря Томаса Штега сочло необходимым расставить свои акценты в военно-промышленной сенсации. Штег дипломатично "не смог подтвердить" сообщение Stern о том, что Меркель и Ширак якобы договорились о купле-продаже акций Thales. Дескать, большая политика свое давление оказывать не будет.
"В вопросе возможного альянса EADS и Thales действует фундаментальное правило, согласно которому право принятия решения на этого счет сохраняется за соответствующими органами самих этих предприятий. Политика при этом не задает тон готовящимся решениям», -- заявил пресс-секретарь немецкого правительства. Для большей убедительности Штег еще и подчеркнул, что он, дескать, исходит из того, что о такой сделке обе фирмы "своевременно" проинформируют правительство. Пока же ни ему, ни правительству о запросе EADS ничего не известно.
В то же время топ-менеджер EADS Ноэль Форжеар вчера подтвердил интерес к участию в капитале Thales: "Это сближение имеет конкретный смысл".
Известно, однако, причем и не только правительствам обеих стран, что Париж и Берлин в последние месяцы ведут, выражаясь дипломатично, оживленный обмен мнениями относительно будущего концернов EADS, Thales, а также иных компаний военно-промышленной отрасли. Но между набирающей силу глобальной тенденцией консолидации крупных концернов и часто не совпадающими с этим национальными интересами возникают противоречия. На примере EADS и Thales это отчетливо видно. По 29,89% акций EADS принадлежит французскому правительству и автокорпорации DaimlerChrysler, еще около 5,5% -- Испании. Почти 35% находятся на рынке. Всегда считалось, что ввиду наличия в EADS сектора по выпуску вооружений, никакие важные решения там не принимаются без участия правительства. Наряду с гражданскими самолетами EADS производит военный истребитель Eurofighter, военные транспортные машины, вертолеты и военную электронику. В случае слияния с французским специалистом в области военной электроники Thales сектор по выпуску вооружений EADS получит существенное подкрепление.
Корпорация Thales на 31,3% принадлежит французскому правительству, а также частным Alcatel (9,5%) и Dassault Aviation (5,7%). Небольшой пакет акций контролирует сама корпорация, а почти 51% находится у частных инвесторов, в том числе у трудового коллектива. EADS -- франко-германская группа, один из главных участников европейского рынка аэрокосмических технологий. EADS и Thales в январе вошли в состав разработчиков европейской спутниковой навигационной системы Galileo.
Юрий ШПАКОВ, Берлин