|
|
N°55, 31 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вот такие пироги
В российской армии начинают готовить кондитеров и слесарей
Армейские командиры все больше превращаются в "дядек Савеличей", какой был приставлен к Петруше Гриневу из пушкинской «Капитанской дочки». Проще говоря, в нянек. Приходящих в армию, ставшую поистине рабоче-крестьянской (именно из таких семей набирается большинство призывников в стране), рекрутов «с дефицитом веса» надо откормить, отмыть -- чтобы не было насекомых в волосах, некоторых -- даже обучить грамоте. А теперь еще и дать штатскую профессию.
По решению правительства два министерства -- обороны и образования -- с 1 апреля начинают эксперимент по обучению призывников гражданским специальностям. Впервые в истории российской армии. В советской такого тоже не было. Министерство обороны отнеслось к новшеству крайне серьезно, назначив ответственным за эксперимент статс-секретаря -- заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова.
Впервые идея дать солдату гражданскую профессию прозвучала 5 сентября 2005 года на встрече президента с членами кабинета министров, а спустя уже десять дней свет увидело соответствующее постановление правительства. В рамках национального проекта «Образование» в 2007 году в вооруженных силах планируется создать целую сеть учебных частей. Но это будут не обычные «учебки», штампующие за полгода механиков-водителей, стрелков, радистов или минеров, -- в этих учебных частях станут готовить слесарей, токарей, фрезеровщиков, водителей, мотористов, электромонтеров... Появится своеобразный симбиоз воинского формирования и ПТУ. Готовить к жизни на «гражданке» будут параллельно с повседневной боевой подготовкой. Обучение гражданским специальностям в армии пойдет на полном серьезе -- с экзаменами, вручением диплома государственного образца. В отделе проблем социальной адаптации Минобороны говорят, что эти корочки будут котироваться в гражданской жизни.
Но сначала необходим эксперимент. Его решено провести на базе трех учебных частей Московского и Северо-Кавказского военных округов. Одна из них -- 190-я школа военных поваров, две другие скрываются под традиционными пятизначными цифрами. Хотя известно, что готовить в них будут фрезеровщиков, станочников и машинистов экскаватора и крана.
На первом этапе -- с 1 апреля по 1 июля 2006 года -- запланированы так называемые организационно-технические мероприятия: подготовка учебной базы, закупка учебных пособий, оборудования. А главное -- наем гражданских преподавателей, инструкторов, мастеров производственного обучения. Все они будут, вероятно, из числа гражданского персонала вооруженных сил.
С 1 июля по 1 декабря пройдет собственно обучение по гражданским профессиям. Третий этап -- следующие шесть месяцев -- предполагает практику в обычных линейных частях. В эксперимент предполагается вовлечь 1900 солдат. Условие одно: кандидат должен иметь полное среднее образование. Минфин, обычно прижимистый, когда дело идет о новых расходах, которые еще, может, и результата не дадут, на этот раз не поскупился и уже выделил 100 млн руб. на 2006 год.
Всего в списке 34 гражданские специальности. Все эти профессии родственны военно-учетным специальностям срочников. Однако сложно найти военный аналог, например, кондитеру, машинисту на буровой установке или печатнику плоской печати. Накануне эксперимента Главное управление воспитательной работы Минобороны провело социальное обследование. По его результатам больше 80% военнослужащих срочной службы за то, чтобы бесплатно получить «хлебную» вольную профессию во время службы.
К концу ноября 2006 года военное ведомство должно представить правительству доклад о результатах эксперимента. А дальше, с учетом полученного опыта, определить с Министерством образования и науки стратегию дальнейших действий.
Николай ПОРОСКОВ