|
|
N°54, 30 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Царь и батюшка
Россияне нарисовали портрет идеального преемника Путина
Нынешний президент Владимир Путин довольно успешно проводит курс на повышение роли России в современном мире и укрепление государственных институтов. И его преемник в целом должен придерживаться такого же курса, только в некоторых вопросах быть жестче. Такое мнение высказало большинство россиян в ходе социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте.
Выяснилось, что большинство респондентов считают, что президент проводит курс на повышение роли России в мире, укрепление ее суверенитета, -- 81% опрошенных согласны с этим высказыванием. В то же время 74% полагают, что Владимиру Путину удается одновременно придерживаться линии сближение со странами Запада. Также президентский курс, по мнению 72% россиян, предполагает наведение порядка и укрепление законности, а 70% опрошенных полагают, что курс направлен на укрепление государственных институтов, вертикали власти. И в то же время -- на развитие политической демократии, прав и свобод граждан (по мнению 65%).
65% респондентов считают, что курс действующего президента защищает интересы русских, их национальных ценностей и традиций. Выяснилось, что курс Путина включает также усиление позиций государства в экономике и ограничение сверхдоходов крупных компаний и отдельных бизнесменов, что, впрочем, не исключает поддержки крупного частного бизнеса и сокращения вмешательства государства в экономику.
При этом 21% россиян ответили социологам, что президенту удалось добиться полного успеха в реализации своего курса. Половина респондентов (52%) полагают, что курс у президента верный, но его реализация оставляет желать лучшего. 9% указывают, что успехов нет, поскольку неверно избрано само направление движения.
Большинство россиян (74%) высказываются за преемственность курса Владимира Путина после 2008 года. Среди них 47% полагают, что при сохранении вектора курса в целом в него все-таки нужно внести коррективы. За существенное изменение политики высказываются 18% россиян, а среди не одобряющих работу нынешнего президента -- почти половина (46%). Однако и в этой группе респондентов 36% тех, кто полагает, что курс Путина после 2008 года в целом нужно сохранить, лишь слегка откорректировав.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов пояснил «Времени новостей» причины такого стремления к стабильности: «Россияне -- терпеливая нация. То, что многие считали бы унизительным, у нас вполне приемлемо, «лишь бы не было войны». При этом политическое поле в стране настолько зачищено и утрамбовано, что оппонентов просто не видно. Чтобы захотеть чего-то другого, его нужно видеть. Отсутствие выбора для россиян -- тоже причина, по которой они не хотят больших изменений».
Коррективы, которые должен внести будущий преемник, опрошенные также описали. По мнению 76% россиян, будущий президент России должен более жестко, чем Владимир Путин, проводить политику в интересах русских людей. Более последовательно бороться с олигархами и восстанавливать роль государства в экономике предлагают также 76% опрошенных. При этом 53% советуют меньше ориентироваться на сотрудничество с США и другими странами Запада.
Такое неприятие внешнего мира г-н Коновалов объясняет результатами пропаганды государства: «Управлять народом в такой ситуации гораздо легче. Проще объяснить, что все беды от внешних врагов, чем признать собственную экономическую несостоятельность. Хотя неожиданного успеха партии «Родина» у населения власть уже испугалась. Она понимает, что волна вроде «Родины» способна смести нынешний режим. Джинны, выпущенные из бутылок, не хотят возвращаться в бутылки».
Не склонны россияне и к институциональным реформам -- 70% опрошенных предпочли бы, чтобы преемник Владимира Путина продолжал руководить страной на непартийной основе, был бы «президентом всех россиян». И только 21% полагает, что партийный президент был бы более эффективным. «Это следствие колоссального недоверия к партиям вообще и склонность к тому, чтобы в стране был просто хороший царь, -- пояснил Александр Коновалов. -- Причем недоверие к партиям заслуженное. «Единая Россия», к которой мог бы принадлежать преемник, -- партия бюрократов, которую в России всегда не любили».
Дарья ГУСЕВА