Время новостей
     N°54, 30 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2006
Подчинение и наказание
Вынесен первый приговор по "делу Пуманэ"
Пресненский суд Москвы вчера огласил первый приговор по одному из самых скандальных и загадочных уголовных дел последних лет -- об убийстве милиционерами отставного подводника Александра Пуманэ. Найти непосредственных убийц среди почти 150 представителей силовых структур, которые допрашивали Пуманэ, следствию пока так и не удается. Поэтому в прокуратуре посчитали, что за смерть Пуманэ должны ответить хотя бы те, кто мог предотвратить убийство. В результате на скамье подсудимых оказались майор Андрей Семигин, являвшийся начальником 83-го отделения ОВД «Пресненский», где избивали Пуманэ, и дежурный этого отделения капитан Иосиф Смерека (на снимке). Их и признали вчера виновными в халатности, повлекшей гибель бывшего подводника. Семигин получил два года условно и четыре года испытательного срока. Смереку суд приговорил к двум годам заключения в колонии-поселении. На следствии и в суде оба заявляли, что не виновны и намерены обжаловать приговор.

«Дело Пуманэ» началось 18 сентября 2004 года, когда в центре столицы, у дома №2 в Спиридоньевском переулке, наряд 83-го отделения проверил документы у водителя автомобиля ВАЗ-2105. Милиционеры также досмотрели машину и обнаружили в «пятерке» две мины МОН-50, взрыватели и 200-граммовую тротиловую шашку. Водителя «Жигулей», 38-летнего жителя Ленобласти Александра Пуманэ, доставили в отделение и сразу «объявили террористом» (как раз тогда произошли теракты в Москвы, в самолетах и в Беслане). Допрашивать Пуманэ в райотдел съехались высокопоставленные чины всех силовых структур. Под утро задержанный с тяжелыми травмами был доставлен в Институт Склифосовского, где спустя полтора часа скончался. По данному факту Мосгорпрокуратура возбудила уголовное дело о «превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий» и «причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть».

«Дело Пуманэ» с первого же дня стало обрастать загадками. Сначала супруга Пуманэ не опознала тело мужа и заявила, что подпись под протоколом допроса не его. (Впоследствии экспертиза опровергла оба заявления.) Затем свидетели показали, что еще в начале допроса Пуманэ во всем признался, но его почему-то продолжили бить. Позже следователи заявили, что Пуманэ не террорист, а, возможно, член «кингисеппской группировки киллеров», которая готовила убийство одного из столичных бизнесменов. (Уже недавно оперативники МУРа в рамках этой версии задержали Александра и Андрея Ивановых, которые признались, что в ноябре 2001 года они похитили и убили Людмилу Красногер -- главбуха группы Plaza Умара Джабраилова.)

Появился у следствия и главный подозреваемый в смерти подводника -- бывший начальник отдела УБОП ГУВД Москвы Вячеслав Душенко -- якобы именно он до смерти избил Пуманэ. Когда майора пригласили на допрос, он скрылся. Душенко объявили в розыск, а прокуратура заочно предъявила ему обвинение в превышении полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью.

Семигина и Смереку обвинили позже. Следствие посчитало, что в злополучную ночь начальник 83-го отделения «устранился от руководства» и «не определил круг лиц», которые должны были работать с Пуманэ, не проконтролировал работу своего подчиненного Смереки, который незаконно выдал неизвестному сотруднику УБОП резиновую дубинку. Этой дубинкой и били Пуманэ. Иосиф Смерека, как следовало из обвинительного заключения, «не составил необходимые документы о доставке в дежурную часть Пуманэ, не произвел его личный обыск».

Слушание дела началось в сентябре прошлого года. Подсудимые настаивали на своей невиновности, утверждая, что в ту злополучную ночь съехавшееся начальство вообще отстранило их от разбирательства с Пуманэ. По данным же гособвинения, в результате действий Семигина и Смереки «были созданы условия для проведения мероприятий с задержанным Пуманэ запрещенными методами неуполномоченными лицами». Выступая в прениях, гособвинитель потребовал приговорить милиционеров к трем годам колонии-поселения каждого.

Суд согласился и посчитал, что ненадлежащее исполнение милиционерами своих обязанностей и их халатность содействовали избиению Пуманэ во время допроса, в котором, впрочем, не Семигин, не Смерека лично не участвовали.

Под стражу Смерека, до сих пор находившийся под подпиской о невыезде, был взят прямо в зале суда. Супруга осужденного пыталась помешать надеть на него наручники. Но Смерека сам успокоил жену и удалился с конвоем, заявив перед этим, что «в той ситуации было сделано все, чтобы предотвратить взрыв, от которого могли погибнуть люди».

Защита осужденных сразу же заявила, что «точка в деле еще не поставлена» и они надеются на внимательное изучение всех обстоятельств дела в вышестоящей инстанции. По словам адвоката Олега Кулагина, «очевидно, что начальник отделения просто не имел права вмешиваться в действия вышестоящих коллег».

Татьяна ГРИЦЕНКО