|
|
N°54, 30 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Регбун придет за ЮКОСом
Внешний наблюдающий компании приступает к работе
В ЮКОСе начинается процедура наблюдения, и уже сегодня назначенный судом внешний наблюдающий Эдуард Регбун намерен посетить офис компании. Как только в ЮКОСе получат решение суда, с имущества холдинга будет снят арест, наложенный еще в 2004 году. Теоретически менеджмент получает право продавать активы, стоимость которых не превышает 5% балансовой стоимости всех активов компании. ЮКОС уже не имеет права расплачиваться с кредиторами, но мог бы тратить на производственные нужды, ведь компания в последнее время практически не инвестировала средства в производство. Впрочем, согласно закону г-н Регбун может попытаться наложить вето на сделки по отчуждению имущества. Внешний наблюдающий не исключает, что воспользуется таким правом, но в любом случае обещает действовать «в интересах и должника, и кредиторов, и общества, как и предписывает закон». «Я буду смотреть, для чего нужно продавать активы (если такое решение будет принято менеджментом. -- Ред.). У них есть смета расходов, ее, наверное, хватает. Платить по долгам они уже не имеют права -- это будет нарушение закона, ведь получается, что таким образом они отдают предпочтение кому-то из кредиторов. Я буду принимать решения в зависимости от ситуации», -- заявил он «Времени новостей».
Иск о банкротстве ЮКОСа 10 марта подали банки-кредиторы, которым компания должна была 464 млн долл. Во вторник суд рассмотрел дело и назначил процедуру внешнего наблюдения (см. вчерашний номер «Времени новостей»). «Есть все формальные признаки несостоятельности, и банки подали заявления о банкротстве. Это западные банки, либеральный демократический Запад. Но когда разговор идет о деньгах, то никто не обращает внимание на произношение», -- говорит г-н Регбун.
Впрочем, в суд кредиторы пошли не по собственной воле. В действительности они еще в конце декабря подписали с государственной «Роснефтью» договор о переуступке права требования, за которое госкомпания заплатила со скидкой -- 455 млн долл. При этом одним из условий соглашения была подача иска о банкротстве ЮКОСа в кратчайшие сроки. Договор устанавливал, что «Роснефть» заплатит деньги во «второй рабочий день после даты, когда получит уведомление, подтверждающее, что Агент (банки. -- Ред.) получил копию определения арбитражного суда Москвы, которым суд принял заявление о банкротстве». Стороны выполнили эти условия.
Как пояснил Интерфаксу юрист ЮКОСа Александр Морозов, после введения процедуры наблюдения компания может совершать сделки с некоторыми активами. Однако, добавляет г-н Морозов, внешний наблюдающий имеет право обратиться в суд с требованием запретить осуществлять такие сделки без его согласия. По состоянию на 30 сентября 2005 года балансовая стоимость активов ЮКОСа составляла 128 млрд руб. (около 465 млн долларов).
Также внешний наблюдающий может обратиться в суд с ходатайством об отстранении президента ЮКОСа, проживающего с прошлого года в Лондоне, Стивена Тиди от его должности. «В случае отстранения президента полномочия руководителя переходят к кандидату, предложенному акционерами или советом директоров компании, либо заместителю президента компании или любому сотруднику компании», -- поясняет г-н Морозов.
«Если есть препятствия по исполнению требований закона, я действительно имею право поставить перед судом вопрос об отстранении президента», -- подтверждает г-н Регбун. Впрочем, внешний наблюдающий пока не хочет делать далеко идущих прогнозов. «Мне бы не хотелось принимать какие-то вероятностные решения. Вопросы должны решаться по мере их поступления. Сама же процедура наблюдения четко определена законом. Сейчас я начинаю анализировать ситуацию, потребую документы и буду разбираться с тем, что произошло. Я должен получить решение суда, ознакомить должника с правами, которыми я обладаю, и ограничениями, которые закон накладывает на его действия. Все остальное -- это вероятностные картины», -- сказал г-н Регбун.
В трехмесячный срок внешний наблюдающий должен провести финансовый анализ состояния компании, оповестить всех кредиторов о начале наблюдения, а затем созвать их собрание. Судебное заседание, где рассмотрят ход банкротства ЮКОСа, назначено на 27 июня. На нем будет решаться, каким станет следующий этап работы с компанией. Как правило, после наблюдения вводится внешнее управление или финансовое оздоровление компании (занимает от трех до семи месяцев). Внешний наблюдающий определит механизмы расчета с кредиторами, а если компания способна после возмещения долгов продолжать свою деятельность, то возбуждается процедура финансового оздоровления. Впрочем, эта процедура, как отмечают юристы, может и не вводиться. Третий этап банкротства компании -- конкурсное производство. Конкурсный управляющий готовит компанию либо к ликвидации, либо к распродаже имущества.
=======================================================
Глава литовской правительственной переговорной рабочей группы по вопросам купли-продажи акций Mazeikiu Nafta, министр хозяйства Кястутис Даукшис считает, что решения арбитражного суда Москвы в отношении ЮКОСа могут осложнить процесс выкупа Литвой 53,7% акций концерна, контролируемых нефтяной компанией. «Это решение усложняет переговоры, поэтому необходимо как можно скорее разобраться в ситуации», -- заявил г-н Даукшис в среду в интервью Литовскому национальному радио. При этом премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас, еще во вторник заявлявший, что сделка по выкупу акций Mazeikiu Nafta у ЮКОСа может быть завершена до конца недели, теперь обвиняет российскую компанию в том, что она медлит с подписанием документов и нечестно ведет переговоры. «К сожалению, мы никак не можем договориться с ЮКОСом, так как все наши усилия -- встречи каждые два дня -- не дали окончательных результатов. Есть сигналы нечестного общения ЮКОСа с нами, чего быть не должно», -- заявил он, но не пояснил, в чем выражается «нечестное обращение». ИНТЕРФАКС
Денис РЕБРОВ