|
|
N°53, 29 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разбой по-белому
В новосибирских скинхедах суд не увидел националистов
Российские суды с завидным упорством отказываются признавать в действиях бритоголовых молодчиков, с ножами, удавками и арматурами доказывающих свое расовое превосходство темноволосым прохожим на улицах, разжигание национальной розни. Во вторник в Новосибирске завершился громкий процесс над группировкой скинхедов, обвинявшихся в нападениях на граждан Таджикистана и Узбекистана. Члены этой группы, называвшие себя «Белым братством», приговорены к лишению свободы на срок от шести до десяти лет за разбой с причинением тяжких телесных повреждений. Но суд не счел основным мотивом их преступных действий национализм и экстремизм. Примечательно, что гособвинитель на новосибирском процессе, в отличие от коллег из Москвы, занимавшихся делом Александра Копцева, и из Санкт-Петербурга, представлявших обвинение против убийц девятилетней Хуршеды Султоновой, не намерен обжаловать приговор, который он счел «справедливым».
Появление активной банды скинхедов в свое время шокировало Новосибирск. 31 августа 2002 года возле Хилокского рынка на окраине Новосибирска члены группировки, сформированной неким Михаилом Родошкевичем, напали на двоих таджиков. Их сильно избили -- младший даже потерял сознание -- и отобрали 200 руб., а также вещи. В другой раз бритоголовые также избили двух таджиков возле общежития, где живет много нелегалов из Средней Азии. Один из таджиков получил 18 ножевых ранений. 3 ноября группа вышла "на охоту" уже с несколькими ножами, арматурами, удавками и электрошокером. Свою первую в тот день жертву они нашли около остановки. Таджика-строителя сильно избили, а когда он пытался убежать, нанесли 18 ранений ножом и отобрали куртку, впоследствии найденную у одного из преступников. Затем группа избила 40-летнего мужчину-узбека на глазах его русской жены и маленькой дочки. Мужчина получил несколько колото-резаных ран. Его супруга вызвала врачей и милицию. Нескольких нападавших удалось задержать на месте. Позднее прояснились и мотивы преступления. При обысках в домах задержанных была изъята националистическая атрибутика, книги и аудиозаписи. Группа из 16--20 человек, проживающих в разных районах Новосибирска, систематически собиралась по выходным и снабжалась литературой экстремистского содержания. Целью группировки была "очистка города от людей нерусской национальности".
7 октября 2003 года начался процесс. Следствие обвиняло молодых людей в совершении преступлений, предусмотренных ст. 282 УК РФ (разжигание межнациональной розни) и ст. 162 ч. 3 УК РФ (разбой в составе организованной группы с применением оружия и нанесением тяжких телесных повреждений). Прокурор Василий Мусаткин потребовал для членов преступной группы внушительные сроки заключения от пяти до десяти лет лишения свободы. В суде выступили около ста свидетелей -- соседи, знакомые и соученики обвиняемых, знавшие о существовании неофициальной, но организованной группировки и заявившие об этом следствию. Процесс постоянно затягивался: свидетели неожиданно начали отказываться от своих показаний и заявлять, что давали их под давлением следствия. У лидера группы Михаила Родошкевича психолого-психиатрическая экспертиза выявила расстройство психической деятельности. 26 декабря 2005 года суд завел в отношении него отдельное дело. В ходе судебного процесса обвиняемые не признали себя виновными в инкриминируемых им преступлениях и даже пытались представить себя жертвами. Один из подсудимых Дмитрий Широких в последнем слове заявил, что «за три года, пока продолжается следствие и процесс, лишился учебы, работы, возможности жизни с семьей».
При этом во время судебного процесса подсудимые и их друзья в зале вели себя развязно, даже агрессивно. Звучали угрозы в адрес гособвинителя Василия Мусаткина и судьи Ларисы Чуб. Оглашение приговора продолжалось два дня. В первый же день, зачитывая приговор, г-жа Чуб сообщила, что установлена вина подсудимых в совершении четырех нападений. Однако обвинение по другой статье -- разжигание межнациональной розни, по мнению суда, доказано не было.
В итоге Новосибирский областной суд приговорил пять членов группировки к большим срокам: один из обвиняемых, ранее судимый Игорь Быков получил десять лет колонии строгого режима, еще трое молодых людей, в числе которых брат Михаила Родошкевича Иван, осуждены на восемь лет, один обвиняемый осужден на шесть лет. Трое несовершеннолетних участников группы получили условные сроки.
Такой вердикт вполне удовлетворил прокуратуру. «Суд правильно квалифицировал действия обвиняемых по делу группы Родошкевича и назначил справедливое наказание. Националистические лозунги так называемых скинхедов были лишь прикрытием для совершения тяжких преступлений и обогащения», -- заявил журналистам государственный обвинитель Василий Мусаткин. Он объяснил, за время рассмотрения дела произошли некоторые изменения в законодательстве, в результате чего не удалось доказать вину обвиняемых по статье 282 УК РФ (разжигание межнациональной розни). Но, по его мнению, основным мотивом обвиняемых при совершении преступлений действительно была не идеология, а стремление к обогащению. «Лозунги способствовали сплочению группы, ее объединению для совершения тяжких преступлений, но основной целью была нажива. То, что группа связывалась с термином «скинхеды», это скорее дань моде. В ходе процесса мы допрашивали различных свидетелей, в том числе и тех, кто причисляет себя к движению скинхедов. Но они при этом не совершают преступлений и не стремятся завладеть имуществом лиц иной национальности. На сегодняшний день нет официального судебного запрета на идеологию скинхедов. Хотя у нас под этим словом подразумевают несколько иное, чем, например, в Великобритании», -- сказал г-н Мусаткин.
Евгений МЕЗДРИКОВ, Новосибирск