|
|
N°53, 29 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невоздушные замки
«Аэрофлот» готов вывести RRJ на взлетную полосу
На предстоящем сегодня заседании совета директоров «Аэрофлота» будет обсуждаться вопрос об обновлении парка воздушных судов, в том числе о приобретении новых региональных самолетов.
Директора компании, по имеющейся информации, планируют одобрить ранее заключенную сделку по приобретению 30 самолетов RRJ. Для разработчиков нового авиалайнера («Гражданские самолеты Сухого») и всех, кто занят подготовкой к его серийному производству, это решение подтвердит, что работа, проведенная в последние годы, и немалые капиталовложения не пропали даром. В условиях, когда российские производители гражданских самолетов уже не первый год пребывают в состоянии скепсиса и уныния, полагая, что отечественный рынок утрачен ими, возможно, навсегда, первая массовая закупка российского лайнера выглядит чуть ли не «историческим прорывом». Полагают, что RRJ будет способен не только удовлетворить отечественных авиаперевозчиков, но и, возможно, обладает перспективами на мировом рынке.
Тем не менее сейчас речь идет в первую очередь о насыщении внутреннего рынка, и здесь, на этапе продвижения новых моделей, без государственного протекционизма, видимо, не обойтись. Хотя такая протекция рядом правительственных чиновников и экономистов трактуется со знаком минус.
Как отметил глава Минэкономразвития Герман Греф в минувший четверг на заседании правительства, «все наши протекционистские меры за последние семь лет показали неспособность что-либо изменить. Закрытие рынка от иностранных самолетов привело только к тому, что этот сектор также стал неконкурентоспособен».
Вместе с тем Минэкономразвития не отказывается от протекционизма вообще, а предлагает освободить от НДС всю гражданскую авиатехнику, продаваемую российским покупателям, независимо от того, произведена она у нас или за рубежом. В частности, замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов в письме, направленном в Минфин, предлагает установить нулевую ставку НДС при продаже новых самолетов. Сейчас, продавая самолет российскому покупателю, компания-производитель вынуждена прибавлять к цене 18% НДС, а при импорте к этому прибавляется еще и 20% таможенной пошлины. НДС, правда, возмещается, но ожидание возврата денег порой растягивается на много месяцев.
По мнению многих специалистов, подобное нововведение позволит достаточно быстро обновить отечественный авиапарк. Причем именно обновить, а не ставить в строй старые импортные самолеты по различным лизинговым схемам. Кстати сказать, в большинстве стран давно действует нулевая ставка таможенных пошлин и НДС для гражданских самолетов.
Предлагаемая схема поддержки отечественных авиаперевозчиков не означает, что их авиапарк окажется заполнен только импортной техникой. "Аэрофлот" -- первая, но не единственная российская авиакомпания, которая подтверждает справедливость этого утверждения.
Как сказал директор департамента по связям с общественностью ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков, позитивное отношение к RRJ возникло на основе внимательного изучения всех заявленных характеристик самолета. Главным критерием стала его высокая коммерческая и операционная эффективность. Важно и то, что RRJ планируется выпускать большими сериями, а сам проект ориентирован на глобальный рынок.
Представитель компании «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Каюкова подчеркнула, что решение совета директоров «Аэрофлота» станет для разработчиков RRJ знаковым. По ее словам, то, что ведущий отечественный авиаперевозчик, имеющий огромный опыт эксплуатации самых различных авиалайнеров, в том числе зарубежных, готов выбрать региональный самолет, созданный в России, само по себе свидетельствует о качестве новой машины.
Александр ДАВЫДОВ