Время новостей
     N°54, 30 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2006
Лосось зла
Норвегия предлагает визы в обмен на рыбу
Норвежский вояж российского премьера Михаила Фрадкова начинался с газовой презентации и, по сути, ею же и закончился. После межправительственных переговоров, которые состоялись вчера в Осло, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг заявил, что его кабинет готов сделать все возможное для попадания норвежских газовых концернов «Норск Гидро» и «Стат Ойл» в число участников проекта по разработке Штокмановского газового месторождения.

Г-н Столтенберг так прямо и сказал: «Мы показали все г-ну Фрадкову в смысле развития наших высоких технологий в области газодобычи. Сделали это, чтобы доказать российскому коллеге принципиальность участия норвежских компаний в разработке «Штокмана». Российский премьер дипломатично ответил, что правительство России не вмешивается в корпоративный выбор "Газпрома". Действительно, здесь норвежцам в качестве переговорщика скорее сгодился бы первый вице-премьер Дмитрий Медведев, возглавляющий совет директоров "Газпрома".

Хотя желание норвежцев участвовать в серьезных совместных проектах Михаил Фрадков приветствовал. Он сказал, что помимо «Штокмана» видит и другие возможности сотрудничества двух стран в области нефтегазостроения. Например, при разработке территории шельфов в Баренцевом море, которая, правда, пока не разграничена. Г-н Фрадков предложил «заглянуть как можно дальше вперед». Однако, отвечая на вопрос журналистов по срокам подписания соглашения о разграничении, ничего конкретного не сказал.

В свою очередь Йенс Столтенберг особо акцентировал внимание на проблемах экспорта в Россию норвежского лосося. Россия запретила ввоз норвежского лосося под предлогом высокого содержания в нем кадмия. Премьер Норвегии обещал, что запрет будет снят в ближайшее время, так как российские специалисты уже прибыли в Осло и им будет открыт доступ на норвежские предприятия, производящие лосось. «Я выступаю за отмену данного запрета», -- жестко сказал г-н Столтенберг. И взамен пообещал облегчение для граждан России получения виз на въезд в Норвегию. В особую привилегированную касту при этом он выделил журналистов, чем, безусловно, польстил, им. Так как российские дипломаты, заключая соглашения с Евросоюзом об облегченном режиме получения виз для чиновников работников культуры и науки, всегда считали, что журналисты недостойны быть в этом ряду.

Михаил Фрадков, подводя итоги своего визита в Осло, отметил, что наши страны умеют не только хорошо сотрудничать, но и находить компромиссы, разрешая сложные проблемы. Он пообещал норвежцам, что все это в итоге выльется «в ряд крупнейших проектов». Возможно, российский премьер имел в виду и столь желанную для норвежской стороны разработку Штокмановского месторождения.

Говоря о норвежском стабилизационном фонде, г-н Фрадков доложил журналистам, что интересовался у коллег его устройством в деталях во время нынешнего визита. (Правда, с 1 января 2006 года норвежский стабфонд стал государственным пенсионным фондом, объединив в себе два: страховой и нефтяной фонды.) Несмотря на прекрасный норвежский опыт, российский премьер сказал, что полностью копировать его смысла не имеет.

Что касается управления российским стабфондом, то здесь правительство окончательного решения пока не приняло (подробнее об этом -- на стр.4). Г-н Фрадков лишь заметил, что решение это будет «взвешенным и осторожным». «Хотя мы не лишаем себя возможности использовать нефтяные средства по примеру норвежцев. Т.е. не только как пенсионные накопления, но и вкладывая в акции иностранных компаний, -- пояснил российский премьер. -- Но здесь есть особенности, которые мы должны будем учесть».

Вера КУЗНЕЦОВА, Осло