Время новостей
     N°54, 30 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2006
Деньги пахнут нефтью
Битва за средства стабфонда может изменить механизм формирования бюджета России
Как ни парадоксально, но, похоже, высокая инфляция, зафиксированная в начале года (в январе-феврале 4,1%) оказалась на руку министру финансов Алексею Кудрину. Именно обуздание «расшалившихся» потребительских цен теперь объявлено безусловным приоритетом на самом высоком политическом уровне. Поэтому главе Минфина чуть проще противостоять той части политико-экономической элиты, которая требует новых бюджетных расходов, а также использования средств стабилизационного фонда внутри страны. Впрочем, «чуть проще» вполне может легко трансформироваться в «намного сложнее», учитывая усилившееся давление на Министерство финансов со стороны «неограниченного контингента» сторонников бюджетных вливаний в экономику. Для них каждый новый миллиард рублей в стабфонде (его размер на 1 марта составил 1,56 трлн руб., а в скором времени он достигнет объема 10% ВВП) не меньший раздражитель, чем соль для открытой раны.

Ни для кого не секрет, что глава Минфина остается сегодня чуть ли не единственным высокопоставленным чиновником, продолжающим настаивать на ограничении роста бюджетных расходов, объем которых уже угрожает макроэкономической стабильности. Г-н Кудрин отстаивает идею максимально возможной стерилизации нефтедолларов в стабилизационном фонде. «После двух лет существования накопленная в стабфонде необходимая «подушка безопасности» (установленная законом сумма в 500 млрд руб. позволяющая избежать бюджетных проблем при резком падении цен на нефть. -- Ред.) отходит по значению на второй план, на первый план выходит задача обеспечения низкой инфляции», -- не устает говорить министр. Он уверен, что при наличии политической воли снизить инфляцию до 4--5% к 2008 году и до 3--4% к 2009-му вполне реально (по итогам 2005 года она составила 10,9%).

Вчера на «круглом столе» в Высшей школе экономики Алексей Кудрин, не появлявшийся на публике более двух недель из-за болезни, прочитал целую лекцию по финансово-бюджетной политике, попутно «громя» за попытки покушения на стабфонд осмелевших за время его отсутствия в коридорах власти оппонентов. Правда, хотя ряд участников дискуссии с некоторыми высказываниями министра не соглашались, эмоционального спора, как на одном из недавних заседаний правительства, не получилось. В зале отсутствовал главный на сегодня оппонент министра -- заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, у которого, мягко говоря, отличный от главы Минфина взгляд на роль стабфонда в российской истории.

Справедливости ради отметим, что основное возражение участников дискуссии вызвало заявление г-на Кудрина о невозможности использовать средства стабфонда на закупки за рубежом высокотехнологичного оборудования, в том числе медицинского. «Если мы сегодня говорим, что не импортируем, чтобы сохранить внутреннее производство, то можно вообще ничего не импортировать. Потратиться на медицинское оборудование эффективнее, чем держать эти деньги», -- заявил, например, вице-президент РАН Александр Некипелов.

Между тем г-н Кудрин решил скорректировать тактику ведения макроэкономической дискуссии: не ограничиваться исключительно поиском новых аргументов, доказывающих несостоятельность предложений оппонентов, но и выдвигать встречные инициативы, реализация которых позволила бы, на его взгляд, отодвинуть угрозу макроэкономической дестабилизации, в частности, роста инфляции и излишнего укрепления рубля. Ранее министр высказывался за перечисление в стабфонд сверхдоходов от экспорта нефтепродуктов и газа. А вчера заявил о готовности изменить сам механизм формирования бюджета, если у власти не хватит политической воли ограничить расходы нефтедолларов. Суть предложения в формировании, как выразился министр, «ненефтяного» бюджета. Иными словами, бюджет формируется не как сейчас, когда часть доходов от экспорта «черного золота» идет в бюджет, а часть в стабфонд, а вовсе без использования нефтедолларов. На покрытие бюджетного дефицита направляются средства стабфонда (по предварительным расчетам Минфина, в 2004 году дефицит «ненефтяного» бюджета составил 2,8%, а в первой половине 2005 года -- 4,7%). При этом главное, что объем дефицита, который покрывается нефтедолларами, законодательно ограничивается. «Мы предлагаем не сразу сокращать расходы, а определить дефицит ненефтяного бюджета и не увеличивать его», -- пояснил г-н Кудрин.

По его подсчетам, «если бы весь прирост стабфонда за прошлый год был потрачен внутри страны, то прирост денежной массы составил бы не 38%, а превысил 70%, а инфляция дошла бы до 18--20%».

Впрочем, пока Алексей Кудрин не предлагает менять порядок формирования бюджета. По его словам, «действующий в России порядок предпочтительнее: он создает меньше искажений традиционных принципов бюджетной политики, которые себя оправдали и обеспечивают эффективное формирование бюджета». Однако, «если государство и правительство не могут себя никак ограничить в расходах, идут на поводу лоббизма и популизма, тогда, по-видимому, нужно переходить к опыту Норвегии и Казахстана, которые разделили бюджет на две части», заявил министр, отвечая на вопрос газеты «Время новостей» после «круглого стола».

Идею формирования «ненефтяного» бюджета поддержали глава РСПП Александр Шохин, заявивший, что «ползучее увеличение расходов -- это главная угроза и для стабильной финансово-бюджетной системы, и для стабфонда», а также научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Он, однако, считает все же возможным направлять в бюджет часть доходов от нефтеэкспорта, но установить цену отсечения на уровне 8 долл. за баррель (такой была цена нефти в кризисном 1998 году), а не 27 долл./баррель, как сейчас.

Идея пришлась по вкусу и главе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олегу Вьюгину, который, к слову, огорошил присутствующих заявлением, что «макроэкономическая политика в последние два года была наихудшей после кризиса 1998 года», а деньги «в основном направлялись на поддержание штанов растущей бюрократии». По словам г-на Вьюгина, «если правительство хочет управлять макроэкономической ситуацией, нужно выработать четкие индикаторы структуры дефицита бюджета без нефтяных доходов». Кроме того, глава ФСФР считает, что стабфонд необходимо разделить на резервный фонд и фонд будущих поколений. Объем резервного фонда может составлять порядка 1 трлн руб., и он должен управляться по консервативной модели. Остальные средства сформируют фонд будущих поколений, основная задача которого долгосрочный прирост капитала. «Большую долю его средств можно было бы вкладывать в акции и облигации компаний с высокими рейтингами», -- подчеркнул г-н Вьюгин.

В ходе «круглого стола» Алексей Кудрин выступил с резкой критикой идеи снижения налогов за счет стабилизационного фонда (Михаил Копейкин настаивает на снижении НДС с 18 до 13%, а покрывать бюджетную недостачу предлагает из стабфонда). Министр привел в пример опыт Норвегии, где, несмотря на стабфонд объемом 200 млрд долл., ставки по ряду налогов в последние годы были увеличены. А вот другое предложение аппарата правительства, которое вчера повторил находившийся в Норвегии премьер Михаил Фрадков, глава Минфина поддержал. Речь идет об инвестировании по опыту той же Норвегии средств стабфонда в ценные бумаги крупнейших иностранных компаний и привлечении для этой цели управляющей компании. Правда, когда это произойдет, г-н Кудрин не сказал, дав понять, что нескоро. Еще даже не определен новый объем несгораемой суммы, которая необходима для поддержания бюджета в течение ряда лет в случае резкого снижения нефтяных цен.

По словам министра, чтобы сегодня удовлетворить требования, которые ставились перед несгораемой суммой во время формирования фонда, необходимо уже не 500 млрд, а 1 трлн руб. Однако далеко не факт, что именно эта сумма будет признана достаточной. «Ряд стран определили для себя объем «подушки безопасности» как весь объем госрасходов плюс весь госдолг. Но это крайний вариант. Мы будем искать вариант между самыми крайними точками», -- говорит министр.

Вчера журналисты прямо спросили Алексея Кудрина, готов ли он уйти в отставку, если кабинет министров не примет разработанный с его участием план антиинфляционных мер и решит распечатать стабфонд. Г-н Кудрин ответил, что не хотел бы комментировать этот вопрос, но дал понять, что отставки не будет. «Сегодня в целом складывается общая позиция: приоритет -- борьба с инфляцией», -- как показалось, то ли с удовольствием, то ли с облегчением сказал министр.

Михаил ВОРОБЬЕВ