|
|
N°53, 29 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чили приходится вооружаться через суд
Дело Noga ожило в виде латиноамериканского сериала
Президент Чили Мичель Бачелет в минувший понедельник открыла в Сантьяго-де-Чили крупнейший в Латинской Америке авиасалон, гвоздем которого стал американский истребитель F-16, который станет основой чилийских ВВС. За несколько дней до этого разразился скандал, по смыслу похожий на многолетнее противостояние России и швейцарской фирмы Noga (арестовывала имущество российских компаний за границей за бюджетные долги), а в деталях напоминающий телесериал. Наследники одного из итальянских предпринимателей мешают Республике Чили как следует перевооружиться. На днях одна голландская фирма арестовала в этой стране чилийский военный корабль по делу 27-летней давности, истцом в котором выступал уже умерший итальянец. Не исключено, что претензии его наследников коснуться и F-16.
Конфликт между предпринимателем Джованни Колинетти и военным правительством генерала Аугусто Пиночета разыгрался в 1979 году. Итальянец арендовал обширный участок государственной земли и был недоволен тем, что ему подняли арендную плату. В 1981 году он передал свои права по этому делу голландской фирме Azeta. В 1985 году Azeta в суде Роттердама выиграла иск к правительству Чили: ей присудили 61 млн долл., при том что первоначальный ущерб г-ну Колинетти оценивался в 15 млн долл. -- остальное набежало в виде пеней и штрафа. Кстати, сам спорный участок чилийское правительство продало с аукциона всего за 1 млн долларов.
Azeta, выиграв иск, больше ничего не предпринимала до 1998 года, когда живший в Чили г-н Колинетти скончался, а его семья покинула страну. Возобновившееся после этого разбирательство привело на прошлой неделе к аресту фрегата, который Чили купила в Нидерландах. Всего в прошлом году южноамериканская республика приобрела в европейском королевстве четыре таких военных корабля на общую суму 350 млн долл. Два из них уже в Чили, еще два проходят предпродажную подготовку в Голландии и должны были отправиться к новому хозяину до конца этого месяца.
Позиция чилийского правительства по поводу ареста базируется именно на том, что юридически корабли еще не перешли из рук в руки. От официальных комментариев вовлеченные в конфликт чилийские министерства обороны, экономики и иностранных дел отказываются. По неофициальным сообщениям, они якобы получили от голландских коллег заверения, что речь идет о чисто внутреннем голландском деле. Формально корабли должны стать собственностью чилийских военных только после прибытия в республику. Кстати, в 1998 году Azeta добилась ареста банковского счета чилийского посольства в Гааге. Правда, всего на несколько дней.
Энергичное перевооружение чилийской армии открывает перед фирмой-сутяжницей новые перспективы. С 2002 года чилийские ВВС искали замену устаревшим истребителям Cessna A-37B авиационной группы №3, базировавшейся в Темуко (это примерно центр страны, узкой полосой протянувшейся с севера на юг на 3,5 тыс. км). С тех пор условия исходного заказа непрерывно пересматривались, в итоге авиагруппа №3 была перевооружена испанскими самолетами CASA C-101. Однако идея получить по-настоящему современные истребители живет в головах чилийских военных и политиков. Среди кандидатов на роль такого оружия в какой-то момент фигурировал российский МиГ-29. Более реальными конкурентами считались французский Mirage 2000-5 Mk.2 и шведский Saab JAS 39 Gripen. Однако в конце концов выбор был сделан в пользу F-16. В прошлом году Чили подписала контракты на поставку десяти F-16 непосредственно с завода американской фирмы Lockheed Martin, которая их разработала и производит, и еще 18 подержанных машин этого типа из парка королевских ВВС Нидерландов. Два самолета из американской партии уже прибыли в Чили, и один из них демонстрируется на нынешнем авиасалоне. Директор чилийской программы Lockheed Martin Джон Балдерстон вчера подчеркнул «Времени новостей», что в результате Чили станет первым в Латинской Америке обладателем самой современной версии этого самолета F-16C/D. Заказ включает четыре двухместные (учебно-боевые) машины, две из которых уже доставлены в Чили, и шесть одноместных. До этого только одна южноамериканская страна -- Венесуэла -- получила в начале 90-х годов F-16 более ранней версии A/B.
Поставка "голландских" F-16 должна начаться в этом году. Так что в свете последних юридических коллизий выбор Нидерландов в качестве поставщика может оказаться не самым удачным.
Михаил КУКУШКИН, Сантьяго-де-Чили